История марки KTM: как появился и развивался мотобренд

Сегодня мы расскажем про историю становления одного из самых узнаваемых мотобрендов современности – KTM.

Все началось с небольшой фирмы по обработке металла под названием Kraftfahrzeuge Trunkenpolz Mattighofen (KTM), созданной в 1934 в Маттигховене инженером Хансом Транкенпольцем. Еще до войны талантливый изобретатель и гонщик начал продавать мотоциклы DKW и даже стал дилером Opel. В то время в его фирме работало всего пять человек.

Следующий этап развития KTM начался в 1943 году, когда Ханс Транкенпольц вернулся с полей Второй мировой, чтобы ремонтировать грузовики и двигатели для военных нужд. В это время под его началом работало уже 35 рабочих. Ощущая недостаток запчастей для выполнения свой работы, инженер вскоре организовал их собственный выпуск. И все могло бы на этом закончиться еще в конце 40-х, когда спрос на услуги KTM резко сократился. Однако опытный Ханс Транкенпольц уловил веяния времени, требовавшие недорогих, но быстрых средств передвижения.

Первые мотоциклы KTM

Свой первый двигатель для мотоцикла Ханс Транкенпольц купил в городе Гюнскирхен. Это был 98-кубовый Rotax мотор с ручным стартером. А уже к 1953 году он налаживает выпуск своего первого мотоцикла под названием KTM R 100. Каждый день его рабочие собирали по 3 единицы, которые шли просто нарасхват. Успех предприятия привлек внимание влиятельного бизнесмена Эрнста Кронрейфа, который выкупил контрольный пакет акций производства. В это время компания приобрела название Kronreif & Trunkenpolz Mattighofen (узнаваемую аббревиатуру было решено не менять). В этом же году KTM выставили свой R100 в национальный гоночный чемпионат, где он попал в число призеров класса 125 куб. см.

Это дало сильный толчок развитию производства. К концу пятидесятых байки KTM, которых в линейке насчитывалось уже полдюжины, были известны по всей Германии, как недорогие, но очень качественные машины. С 1959 года компания начинает выпуск скутеров.

История автомобильного бренда КТМ

Имя бренда обычно созвучно с именем его основателя. История мотобренда марки KTM является подтверждением этого факта. В первоначальном названии бренда Kraftfahrzeuge – означает автомобиль, Trunkenpolz – фамилию основателя, Mattighofen – город, где расположена мастерская.

Официальный год основания компании – 1934. Первые несколько лет существования в компании действовало одно направление – обработка металла.

Хансу Трункенпольцу, стоявшему у истоков будущей корпорации, было 25 лет. Талант юноши проявлялся не только в работе. Он мастерски управлял мотоциклами и успешно участвовал в гонках на пересеченной местности.


Ханс Трункенпольц – основатель компании КТМ

Историю марки КТМ можно подразделить на несколько этапов.

  1. Только обработка металла (1934-1937).
  2. Дилерство и начало формирования коллектива. Под руководством Ханса стали работать первые 5 человек (1937-1943). Мастерская получает новый статус продавца мотоциклов DKW. К 1938 году компания занимает лидерские позиции в области предоставления ремонтных услуг населению Верхней Австрии. Начавшаяся война внесла коррективы в жизнь семьи изобретателя. Мужчина отправился на службу, а руководство мастерской передано в руки супруги. Молодая женщина успешно справлялась с задачей до возвращения мужа.
  3. По поручению военного руководства Ханс начинает новую деятельность по ремонту военной техники. В его компании уже работают 35 человек.
  4. На следующем этапе в мастерской начинается производство деталей, к 1948 году открывается 2 производственных цеха. С ростом производства появлялись новые рабочие места. Число сотрудников увеличилось вдвое.
  5. Новая ступень развития будущего бренда КТМ началась в связи с кризисом и падением спроса на услуги по ремонту автомобилей. Это был 1953 год. Поиск новых возможностей привел Ханса к созданию быстрых, легких, удобных и доступных средств передвижения для обычного населения – мотоциклов.
  6. В 1955 году происходят изменения в руководящей структуре компании. Ее совладельцем становится Эрнст Кронрейф. Он покупает большую долю акций. В название фирмы вносятся коррективы. Теперь оно звучит так: Kronreif & Trunkenpolz Mattighofen. Но сама аббревиатура KTM остается прежней.
  7. Период с 1960 по 1980 – активная фаза роста компании, когда ее продукция получает широкую популярность и мировое признание.
  8. 80-е годы вносят кардинальные перемены в развитие фирмы: сначала умирает основной акционер, Эрнст Кронрейф, а через 2 года – и ее основатель. Теперь компания принадлежала сыну ее основателя, Эриху. Он возвращает прежнее имя, но это не спасает от банкротства.
  9. Девяностые годы стали для легендарной фирмы сложным периодом борьбы с кризисом. Последовало разделение крупного авто- и мото-гиганта на 4 отдельные компании.
  10. Двухтысячные годы – это новая история бренда КТМ.


Производство продукции КТМ

В 2021 году марка мотоциклов стала самой продаваемой за пределами Азии.

Страна-производитель

Корпорация KTM, ставшая знаменитым на весь мир брендом, строилась в центре Европы – Австрийской республике. Изменения в экономике страны оказывали влияние на ее граждан, особенно тех, кто занимался производством.

Экономический рост в одной нише (промышленность) вызвал спад в другой (ремонтные работы).

Переквалификация предприятия с авторемонтной мастерской на производство мотоциклов позволила Хансу Трункенпольцу не просто остаться на рынке, но и выйти на новый уровень.

КТМ – всемирно известный производитель надежных спортивных мотоциклов, а также мопедов, велосипедов, суперкаров.

Первые модели KTM

На первых моделях мотоциклов марки KTM в качестве логотипа было нанесено изображение тигра.


Эволюция логотипа КТМ

Выпущенные в начале 50-х годов модели R100 имели двигатель Rotax с объемом 98 кубов и ручным стартером. Ежедневно в компании производилась сборка 3 мотоциклов, которые тут же распродавались.


Первый мотоцикл бренда КТМ – модель R100

В 1953 году фирма выставляет свою первую модель на участие в гонках национального чемпионата, где она входит в число призеров. Это стало стимулом к росту производства, популярности и запуску новой модели.

Международное признание

Период 1960-70 х гг. был яркой страницей в истории KTM. В 1964 г. была создана заводская гоночная команда, которая в 1966 г. выигрывает три комплекта золотых наград в международных соревнованиях Six Days на легендарном байке KTM Comet. На волне популярности уже через два года компания покоряет американский рынок моделью Penton Six Days.

В 1970 году инженеры KTM разрабатывают собственный двигатель, который лег в основу мощного спортивного байка, ставшего трехкратным победителем на Чемпионате мира по мотокроссу. К 1974 году линейка КТМ включает уже 42 модели.

КТМ сейчас

В 1980 году умирает Эрнст Кронрейф, а спустя два года — Ганс Транкенпольц. Компанию возглавил сын Ганса, Эрих, который сменил название на Kraftfahrzeug Trunkenpolz Mattighofen. Это был не самый удачный период в истории компании. Несмотря на ряд интересных технологических решений середины 80-х, вскоре она становится банкротом.

В 1992 году КТМ стала полностью неплатежеспособной и была разделена на три фирмы, из которых только KTM Sportmotorcycles GmbH (с 1994 – KTM Sportmotocycles AG) продолжила выпуск мотоциклов. На протяжении 90-х гг. компания медленно выбиралась из кризиса, постепенно отвоевывая потерянные рубежи. В 2000 году фирма представляет прототип первого мотоцикла с литровым мотором, а в 2004-м выходят такие модели, как 990 RC8 Venom и 990 Super Dukе. Популярность последней окончательно вернула компанию в мировой ТОП.

В 2005 году производитель мотоциклов выходит на российский рынок, где нашлось множество поклонников марки. Окончательно преодолев последствия кризиса, компания выпускает уже 135 000 мотоциклов в год. Успех окрылил инженеров КТМ. В 2006 году их продукция становится победителем на всех этапах ралли «Дакар», а еще спустя 4 года австрийская компания завоевывает все титулы мировых первенств по мотокроссу.

Сегодня редкий мотолюбитель не знает о продукции КТМ. Особенный интерес вызывает нынешний флагман компании – 1290 Super Adventure, оснащенный 1300-кубовым мотором.

Обзор велосипедов KTM

Совсем не «Новый» велосипедный бренд наконец на Российском рынке.

КОМПАНИЯ Меридиан-Байк рада представить читателям легендарный бренд KTM. Большинство Россиян знают KTM, как лучшие в мире кроссовые мотоциклы. В нашей статье мы хотим презентовать велосипедное направление компании.

Фирма КТМ была основана в 1953г. австрийским инженером Гансом Транкенпольцем. Название фирмы образовано от Kraftfahrzeuge Trunkenpolz Mattighofen. Маттихоффен – город, где располагался завод. Транкенпольц поначалу занимался ремонтом, а потом и производством велосипедов и мотоциклов. Стремительное развитие бренда началось в середине 70-х годов, когда советский мотогонщик Геннадий Моисеев прославил фирму трижды став чемпионом мира по мотокроссу в классе 250 куб.см.

К началу 90-х сложилась единая концепция и философия компании: прежде, чем модель попадает к потребителю, она должна пройти испытания в соревнованиях. Девиз КТМ прост – все аппараты Ready to Race («Готовы к гонке»). И в этой философии нет исключений. KTM всегда стремится представить потребителю лучшее и доработанное.

Конструктивные особенности спортивных MTB (введение)

Основой, скелетом любого велосипеда является рама. Именно от рамы зависит «характер» байка, его поведение на трассе. Чем жёстче рама, тем лучше управляемость, отзывчивость аппарата, чётче траектория, легче подъём, меньше энергии расходуется впустую. Словом, нажимаешь на педаль — и все усилия мгновенно преобразуются в движение.

Жёсткие рамы обладают потрясающим накатом как на шоссе, так и на мягком грунте.

Но… На пересечённой местности жёсткая рама теряет накат, байк «затыкается», не спасает даже самая лучшая амортизационная вилка. Движение продолжается только пока «вкручиваешь». Для хорошего наката по «пересечёнке» нужно, чтобы рама гасила (т.е. частично поглощала) вибрации. Говоря простым языком – нужен «мягкий хвост». Классическое решение – активный задний треугольник рамы, состоящий из «активных» — профилированных перьев и стоек. При езде по сильнопересечённой местности перья выполняют функцию мощных рессор, т.е. слегка деформируются, пружинят, снимая вибрации с оси заднего колеса. Стойки также «играют» обеспечивая некоторую подвижность перьев и частично поглощая вибрацию.

Вся эта работа практически не видна невооружённым глазом, но разницу в движении сможет почувствовать даже непрофессионал, и в особенности на дальних дистанциях.

Однако такая конструкция имеет и ярко выраженный негативный момент – сочетание жёсткого переднего треугольника с активным «хвостом», как правило, приводит к незначительной подвижности (раскачке) кареточного узла. Т.е. рама утрачивает торсионную жёсткость что приводит к хоть и незначительной, но всё же потере энергии при активном педалировании (например, при подъёме в гору стоя). Часть сил расходуется впустую – на деформацию рамы. Байк становится «вялым», хуже «рвёт» со старта, хуже «пишет» траекторию… Такое поведение приемлемо, и даже хорошо для марафонских или туристических машин, где не помешает некоторый комфорт или возможность «принять на борт» изрядный груз. Но для профессионального гоночного аппарата это совершенно недопустимо.

Кроме того, гоночная рама должна быть предельно лёгкой и иметь максимальный запас прочности. При этом, желательно, она должна быть устойчивой к механическим повреждениям, следовательно, обладать хорошим эксплуатационным ресурсом.

Возникает вопрос – если всё так сложно, стоит ли пытаться совместить несовместимое?

Итак, разобравшись с физикой процесса, мы вплотную подошли к описанию рам КТМ.

Горные велосипеды серии RACE

Модели: TEAM MACHINE, TEAM RACE, RACE ACTION, RACE FORCE, FORCE LIGHT

Алюминиевые рамы серии RACE сочетают в себе все необходимые качества, чем может похвастаться далеко не каждый производитель. Спросите как? Вот на этом мы и остановимся.

Патентованный алюминиевый сплав KTM AN6 отличается уникальными характеристиками. Коэффициент остаточных деформаций близок к нулю – т.е. работает как пружина, не накапливая усталость. Обладает высочайшей жёсткостью, что позволяет применять в конструкции рамы трубы с минимальной толщиной стенки, и, в т.ч. использовать технологию баттирования (Butting) – прокат труб с переменной толщиной стенок (с усилениями в стыковочных узлах). При этом AN6 присуща большая вязкость, нежели традиционным сплавам 7000 серии. Т.е. он более устойчив к ударным нагрузкам и нагрузкам на разрыв / сжатие.

Кроме баттирования, служащего в первую очередь для снижения веса, в конструкции рам широко применяется уже не новая и хорошо «обкатанная» технология горячей гидроформовки (Hydroforming) труб для придания им нужного профиля.

Собственно говоря, именно благодаря рациональному применению перечисленных технологий удалось совместить несовместимое. Гоночные рамы КТМ серии RACE отличаются высочайшей жёсткостью, наличием активного заднего треугольника без потери торсионной жёсткости в области каретки и рекордно низким весом без потери прочности.

Задний треугольник рамы собран из двух элементов. Пара перьев, как и пара стоек, представляют собой профилированные монококовые (Monocoque) элементы, а подседельная (Seattube) и нижняя наклонная (Downtube) трубы захватывают каретку по всей ширине, чем и достигается непревзойдённая торсионная жёсткость. Гидроформованные в нижней трети стойки (патентованная технология Flair-Out) позволили отказаться от монолитных пространственных дропаутов (Dropouts), что положительно сказалось как на весе, так и на поперечной жёсткости рамы а, следовательно и на «живучести» задней втулки.

Нетривиально выглядит и передний треугольник. Баттированная гидроформованная нижняя труба имеет небольшой изгиб в верхней трети, у рулевого стакана. Такая конфигурация позволяет максимально равномерно распределить нагрузку. Т.е. сделать раму ещё жёстче, легче (не требуются дополнительные усиливающие элементы) и значительно увеличить прочность узла относительно классических решений.

Особняком в линейке KTM RACE стоит модель FORCE LIGHT.

«Изюминка» рамы заключается в шлифовке всех соединений, что придаёт байку особый шарм, создавая эффект цельной монококовой конструкции.

Компоновка всех байков «Ready to Race» т.е. каждый из них полностью подготовлен для высших достижений.

Каждый элемент на своём месте, всё предельно надёжно и гармонично.

Модели Team Machine, Team Race, Race Action и Race Force – это бескомпромиссные гоночные машины для профессионалов которые, впрочем, не оставят равнодушными и фанатов MTB, в особенности суперлёгкий аппарат Force Light.

Модели: RACE LINE, RACE COMP, RACE CROSS

Профессионльные многоцелевые модели, объединяющим девизом которых могла бы стать фраза «необходимо и достаточно». Почти классические алюминиевые (сплав 7005) рамы из баттированных труб с профилированными активными перьями, соединёнными с монококовой парой стоек посредством монолитных пространственных дропаутов. Рулевой стакан укреплён двусторонними перфорированными косынками. Все соединения зашлифованы придавая рамам элегантный, завершённый вид. Рамы подвергаются пескоструйной обработке, повышающей прочность (поверхностное цементирование) и покрываются цветным прозрачным полимерным лаком. Из особенностей хочется отметить небольшой вес при очень значительном запасе прочности и прекрасный накат как по асфальту, так и вне его.

Также радует компоновка – редко можно встретить аппарат в сборе, в оборудовании которого не захочется сразу что то поменять. Race Line, Race Comp и Race Cross именно они — герои нашего времени. Идеально укомплектованные машины с гоночным «характером», выгодно отличающиеся благородным дизайном.

Горные велосипеды серии SPORT

Модели: ULTRA SPORT, ULTRA RIDE, BAGGY SUE (Woman), ULTRA CROSS, ULTRA LINE, ULTRA FLITE

Это универсальные машины, идеально приспособленные как для повседневного использования, так и для длительных поездок по пересечённой местности. Быть может, они не столь обворожительны, как аппараты Race серии, но от них этого и не требуется. Это байки для практичных людей, которые твёрдо знают, что они хотят получить за свои деньги, а также для тех, кто ещё не определился, для чего ему нужен велосипед, но, как минимум, разбирается в технике, и способен оценить по достоинству технологии и комплектацию КТМ серии SPORT. Говоря об этих машинах, основными мотивами будут «надёжность» и «практичность» — т.е., те самые качества, которые ассоциируются у нас с немецкой техникой. А кто сказал что австрийская техника построена по другому принципу?

Все «старшие» модели серии SPORT собираются на алюминиевых (сплав 7005) рамах к конструктивным особенностям которых можно отнести малый вес, надёжность, комфорт и практичность. Баттированные трубы имеют гидроформованные рёбра жёсткости для усиления всех основных несущих узлов рамы. Активный задний треугольник, поглощающий вибрации состоит из профилированных перьев и стоек соединённых коваными продольными дропаутами и коваными элементами поперечной жёсткости.

Крепление (IS) для дискового тормоза расположено внутри треугольника. Таким образом, суппорт дискового тормоза не выступает за габариты рамы, т.е. защищён от повреждений, и не мешает установке багажника, что крайне важно для туристических аппаратов, например.

Все модели в серии укомплектованы масляными амортизаторами с блокировкой хода (Lockout), а многие из них – дисковыми гидравлическими тормозами. Также, абсолютно все модели серии SPORT снабжены ободами с большим запасом прочности (двойные, пистонированные, с высоким профилем), и шатунами / каретками на шлицевой посадке (Shimano Oktalink), что не маловажно.

Модели: ULTRA FIRE, ULTRA FUN, PENNY LANE (Woman), CHICAGO

Рамы «младших» моделей серии SPORT отличаются от своих «старших собратьев» отсутствием баттинга. Т.е. трубы, из которых изготавливаются рамы, для этих моделей имеют постоянную толщину стенки по всей длине. Материал труб (сплав 7005) применяется такой же, как на «старших» моделях. Применена гидроформовка. Такие рамы несколько тяжелее, но на характере байка отсутствие данной технологии никак не отражается. Зато сокращение технологических операций неизбежно сказывается на цене, что немаловажно при ограниченном бюджете.

Все «младшие» модели в серии SPORT укомплектованы качественными пружинно — эластомерными амортизаторами с блокировкой хода (Lockout), а модель ULTRA FIRE – дисковыми гидравлическими тормозами. Также, все модели снабжены ободами с большим запасом прочности (двойные, пистонированные, с высоким профилем), и шатунами / каретками на шлицевой посадке (Shimano Oktalink).

Из всего модельного ряда выделяется модель CHICAGO, не имеющая ни блокировки вилки, ни разборной системы на шлицевой посадке. Кроме того, рамаCHICAGO также как и рама специальной женской модели PENNY LANE отличается комфортной геометрией.

Гибриды KTM

Универсальные гибриды, основное предназначение которых – дальние поездки и путешествия по шоссе и пересечённой местности. В данном случае под «пересечённой местностью» следует понимать и разбитые грунтовые дороги, и «грейдеры», и тропы, и пр. дорожную обстановку столь «популярную» на необъятных российских просторах. Эти машины созданы для людей увлечённых и знающих толк в велосипедной технике.

Их конструкция позволяет поддерживать постоянную скорость по шоссе более 30 км/ч и немногим меньше на «грунтовке» даже при среднем уровне физической подготовки. В отличие от MTB(Горных велосипедов) они не слишком маневренны, но для «дальнобоя» — это то, что нужно.

Говоря о гибридах KTM в целом, нельзя не отметить гармоничность и продуманность компоновки.

Все модели, кроме двух «младших» машин в линейке – LIFE TRACK и LIFE ONE, снабжены масляными амортизаторами с блокировкой хода, мощными двойными пистонированными ободами высокого профиля и шлицевыми шатунами и каретками (Shimano Oktalink). Кроме того, каждый аппарат укомплектован подседельным штырём (D 27,2) со встроенным регулируемым амортизатором, оберегающим позвоночник от нежелательных нагрузок, регулируемым выносом, позволяющим быстро выбрать удобную посадку, а также лёгкой алюминиевой подножкой.

Если же для Вас вес аппарата важнее комфорта, можно, заменив штырь и вынос, «снять» с байка лишний килограмм даже не трогая подножку :)

Модели: LEGGERO CROSS, LIFE RACE, LIFE SPEED

Рамы мод. LEGGERO CROSS из патентованного алюминиевого сплава KTM LT4, а также рамы моделей LIFE RACE и LIFE SPEED из более распространённого алюминия марки 7005, отличаются большой жёсткостью.

Активный задний треугольник, построенный на продольных кованых дропаутах, профилированных перьях и стойках, обеспечивает хороший накат по бездорожью даже с большим грузом. Технологии баттирования и сложного профилирования труб рамы обеспечивают минимальный вес без потери прочности, а шлифованные швы придают конструкции целостный, законченный вид.

Особого внимания заслуживает профиль труб переднего треугольника рам KTM, применяющийся на всех моделях серии OFFROAD TREKKING. Верхняя (Top Tube) и нижняя (Down Tube) трубы этих рам имеют не круглое, а замкнутое U — образное сечение. Практически «труба в трубе», но с открытой нижней частью по которой проведены рубашки и троса управления. Применение такого профиля исключает продольно – поперечные деформации рамы, что значительно улучшает ходовые качества и управляемость.

Модели: LIFE CROSS, LIFE SPRINT, LIFE TRACK, LIFE ONE

На этих, более практичных моделях, баттирование труб и шлифовка швов не применяются. Рамы этих машин несколько проигрывают в весе, и выглядят не столь впечатляюще как рамы «старших» моделей, но на практической эксплуатации это никак не сказывается. Столь же продуманная компоновка, наличие «приятных мелочей», таких как резина с защитным антипрокольным слоем или антиблокировка тормоза переднего колеса (не говоря уж об основных компонентах высочайшего качества) выгодно выделяют «младшие» гибриды KTM среди себе подобных моделей других марок.

В заключение хотелось бы написать о «продажных» качествах велосипедов KTM. Европейский дизайн и инжиниринг, белая сборка не повлияли на ценовую политику компании. KTM – один из очень конкурентных брендов и именно поэтому мы решили Вам его представить.

С уважением, Алексей Сосновский, компания МеридианБайк

Ссылка на основную публикацию
Похожее
Наш адрес
г. Петрозаводск,
ул. Новосулажгорская
Схема проезда
Часы работы
Ежедневно С 8:00 до 22:00:
https://vk.com/
Если у вас есть какие-либо вопросы, не стесняйтесь обращаться к нам на прямую!