Розничные цены на бензин обогнали инфляцию. Когда остановится их рост
Превышение незначительное, но обращает на себя внимание динамика роста цен на бензин. Он начался только в мае, и всего за три неполных месяца догнал и обогнал инфляцию. Причем, если сначала еженедельное подорожание было в пределах 10-15 копеек, то за последнюю неделю цены в среднем выросли на 27 копеек. Если темпы роста сохранятся, то уже в августе подорожание может в два раза превысить уровень инфляции, причем само же будет инфляцию разгонять.
В минэнерго, комментируя последнюю статистику Росстата, отметили, что поскольку цены на топливо не регулируются государством, возможны незначительные колебания как оптовых, так и розничных цен в отдельные месяцы, что в целом характерно для экономики с рыночным ценообразованием. При этом в розничном сегменте сохраняется маржа, которая позволяет удерживать цены на бензин на АЗС в рамках инфляции, считают в ведомстве.
Основной вопрос сейчас, как долго продолжится рост цен и когда он остановится. Большие надежды возлагаются на осенний спад спроса на бензин, но едва ли в результате цены уже поднявшись пойдут вниз. Кроме того, именно с сентября правительство планирует повысить фискальную нагрузку на нефтепереработку, в два раза сократив выплаты из бюджета нефтяникам по демпферу. Это механизм компенсации части разницы между экспортными ценами на нефтепродукты и внутренними. Нефтяным компаниям деньги выплачиваются из бюджета при превышении экспортными ценами индикативной цены, устанавливаемой государством, если топливо поставляется на внутренний рынок.
Ожидается, что, сократив выплаты по демпферу вдвое, бюджет будет ежемесячно экономить около 60 млрд рублей. Но соответственно вырастет и нагрузка на нефтеперерабатывающие компании. А это сработает на поддержание высоких оптовых цен, которые и так с июня этого года бьют рекорды. Бензин на АЗС не появляется волшебным образом, его покупают на бирже или напрямую на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), поэтому полностью игнорировать высокие цены в опте продавцам топлива в рознице не получится. Также уже анонсирован будущий рост акцизов на топливо на 5% в 2024 году, что совсем не увеличивает оптимизм в отрасли.
По мнению эксперта Института развития технологий ТЭК Кирилла Родионова, нынешний рост цен связан с планами по сокращению демпфера, которые де-факто были частью негласных условий, согласно которым нефтяники в обмен на субсидии обязывались удерживать топливные цены в границах инфляции. Грядущее сокращение выплат воспринимается в отрасли как разрыв негласных условий, что и привело к безостановочному росту цен.
Но, как отмечает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова, осенью спрос снизится, завершится плановый ремонт на ряде НПЗ, что увеличит предложение, и значит, розничные цены на топливо не будут слишком обгонять темпы инфляции.
Также важно, что демпфер не будет отменен полностью, просто сократятся субсидии. Мы полагаем, что до конца года розничная цена литра бензина вырастет до 54-55 рублей, то есть на 6-8% за год. Таким образом, рост цен на бензин будет обгонять прогнозируемую инфляцию потребительских цен совсем немного, считает эксперт.
Бензин стремительно дорожает на бирже: Что будет с ценами на заправках на следующей неделе
Цены на АИ-92 в опте уже побили исторический рекорд. При этом АИ-95 начал заметно дорожать ещё в июне. Когда рост биржевых цен отразится на рознице и сколько будет стоить бензин на следующей неделе?
Котировки выросли до 60,758 тыс. рублей за тонну АИ-92; 66,646 тыс. рублей за тонну АИ-95 и 53,481 тыс. рублей за тонну летнего дизельного топлива. Фото © ТАСС / Сергей Бобылев
Тем не менее он отмечает и объективные предпосылки для подорожания топлива. Экспорт бензина падает, а с учётом того, что с первого сентября компенсацию нефтяникам за сдерживание цен планируют снизить в два раза, можно предположить, что рост оптовых цен продолжится. Правда, незначительно, так как ФАС настоятельно рекомендовал нефтяным компаниям увеличить поставки бензина на внутренний рынок. Кстати, с начала года они снизились на 8%.
— Сокращение демпферных выплат нефтекомпаниям, согласованное правительством с 1 сентября, является фактором, влияющим на рост оптовых цен на бирже. Это сокращение приведёт к уменьшению субсидий государства на стоимость бензина. Ранее демпферные выплаты предоставляли компенсацию нефтяным компаниям, если они продавали топливо внутри страны по более низкой цене, чем на экспорт, — рассказал финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов.
С 1 августа начнут меняться цены на недвижимость: Какое жильё подорожает и на сколько
Целью этой меры является приведение выплат в соответствие с экономической ситуацией и экспортными поставками. После запрета на прямые поставки топлива из России в Европу экспортная стоимость снизилась. Правительство предлагает сократить объём выплат для достижения равновесия и избежания дефицита.
— Кроме того, многие крупные нефтеперерабатывающие компании предпочитают экспортировать бензин за рубеж, так как это выгоднее из-за слабости национальной валюты. Увеличение объёмов экспорта оказывает давление на внутренний рынок. Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба требуют, чтобы нефтяники увеличивали продажи топлива на бирже. Однако, при росте цен на бирже, компании делают корректировку на инфляцию, — добавил Владислав Антонов.
Какие ценники ждать на АЗС на следующей неделе
Артём Деев считает, что в ближайшую неделю мы не увидим резких сдвигов оптовых цен. Биржа вышла на «полку» и останется на ней ещё некоторое время. Розница же тоже не успеет догнать биржевые цены в ближайшую неделю.
— Розничные цены на бензин постепенно догонят биржевые. Мне представляется, что они постепенно подтянутся к оптовым, но резкое повышение маловероятно. У ФАС есть инструменты их сдерживания, — считает Николай Переславский.
Исторические данные показывают, что цена на бензин ежегодно повышается на 7%. Инфляция — часть экономики. Это означает, что цены на товары будут постоянно расти. Чтобы узнать будущие цены на топливо, нужно просто прибавлять к текущим ценам по 0,5–0,7% в месяц. Такой прогноз сделал Владислав Антонов.
Цена топлива на бирже обновила рекорд. Сколько будет стоить бензин на АЗС
Биржевая стоимость бензина АИ-92 и АИ-95 на торгах в среду, 19 июля, вновь обновила исторические максимумы. Согласно данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, стоимость бензина АИ-92 увеличилась на 1,84%: цена впервые превысила порог 62 тыс. руб. за тонну, поднявшись до 62,653 тыс. руб.
Прошлый максимум был побит накануне во вторник, когда стоимость Аи-92 достигла 61,522 тыс. рублей за тонну. Стоимость бензина АИ-95 тогда также заметно возросла и достигла 67,255 тыс. руб. за тонну.
Вслед за биржевыми ценами, рост демонстрируют и цены на АЗС. По последним данным Росстата, в период с 4 по 10 июля 2023 года рост цен на автомобильный бензин был зафиксирован в 75 субъектах Федерации. Более всего он подорожал в Республике Тыва — на 3,3%, Республике Алтай и Ханты-Мансийском автономном округе-Югре — на 1,6%. В Москве и Санкт-Петербурге за прошедший период цены на бензин автомобильный выросли на 0,2%.
На АЗС в Москве бензином марки АИ-92 можно было заправиться по цене от 47,09 до 49,99 рубля, марки АИ-95 — от 51,99 до 57,09 рубля, марки АИ-98 и выше — от 62,60 до 66,19 рубля за литр. В Санкт-Петербурге бензин марки АИ-92 стоил от 48,20 до 49,79 рубля, марки АИ-95 — от 52,05 до 54,89 рубля, марки АИ-98 и выше — от 61,50 до 65,59 рубля за литр.
Ранее в АНО «Мониторинг АЗС» подсчитали, что за первые шесть месяцев 2023 года в России на АЗС заметнее всего подорожало дизельное топливо: до 57,1 руб. (+1,42% по сравнению с январем 2023), АИ-95 подорожал до 52,6 руб. (+1,15%), АИ-92 стал стоить 47,6 руб. (+0,85%). При этом рост розничных цены на топливо оказался примерно в два раза ниже по сравнению с уровнем инфляции в России (+2,61% с за первые шесть месяцев 2023 года).
Эксперты и аналитики рассказали Autonews.ru, какие факторы влияют сейчас на стоимость топлива на АЗС и долго ли продлится этот рост цен.
Почему растут биржевые цены на бензин
По словам директора GR направления компании КРОС Петра Кирьяна, на данный момент сразу несколько факторов в моменте толкают цены на топливо вверх. Во первых, это ослабление рубля относительно евро и доллара, так как компании учитывают валютную составляющую в НДПИ, взимаемого в России. Также на стоимость топлива влияет традиционный рост спроса, на который в 2023 г. пришлось снижение биржевого предложения топлива (что поднимает цены в опте), что уже привело к тому что оптовые цены на 95-й бензин не сильно отличаются от розничных ценах на АЗС.
«Наконец, нефтяные компании не сильно скрывают желание учесть инфляцию в ценах поставки, и тут опять 2023 г. — время заметной потребительской инфляции в России», — подчеркнул эксперт.
Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов также считает падение курса рубля одной из причин роста цен на бензин на фоне отсутствия сбалансированности между спросом и предложением в рамках биржевой торговли.
«Цены на нефть выросли, а курс при этом достаточно не укрепился. При этом экспортная альтернатива становится сильно привлекательной. В результате товар уходит на экспорт, а на внутреннем рынке его становится все меньше», — объяснил он.
Заместитель руководителя департамента логистики и маркетинга Финансового университета при правительстве России Дарья Швандар в качестве еще одной из причин роста цен на бензин в России также назвала сезон отпусков и, как следствие, массовый спрос на топливо. Дело в том, что, по ее мнению, россияне, у которых есть машина, в современных экономических условиях предпочитают путешествовать семьями именно на автомобиле.
При этом Швандар отметила, что дефицита бензина в стране нет, так как снабжение осуществляется на регулярной основе, а нормы запаса топлива превышают 15 дней, что соответствует средним многолетним отраслевым нормативам.
«Тем не менее трудно удержаться от искушения установить торговую надбавку в сезон пикового спроса на бензин, именно этим и обусловлен краткосрочный рост цен», — подчеркнула она.
Доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Олег Чередниченко напомнил также о продолжающихся плановых ремонтах на НПЗ. По его мнению, это напрямую воздействует на смещение равновесия в балансе «спрос/предложение» в сторону роста. При этом эксперт отметил, что это локальная (во временной оценке) причина, и ее воздействие на ценообразование не должно выйти за пределы летнего периода. Вторая причина, по его мнению, лежит на стыке экспортных поставок и фискального регулирования отрасли.
«За счет адаптации географии экспорта нефтепродуктов в пользу Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона, доля внешних поставок из России выросла до 20-25% от объемов всего выпуска, что, опять же, снижает, насыщение внутреннего рынка и понятным образом влияет на цену», — подчеркнул он.
В свою очередь, научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев видит причину повышения цен на топливо в стечении нескольких взаимно усиливающих обстоятельств. Помимо сезона отпусков, и падение курса рубля — это ослабление демпферного механизма.
«В конце апреля министр финансов Антон Силуанов заявил о предложении снизить выплаты по демпферу вдвое с июля 2023 г. по июль 2024 г. По оценке Минфина, бюджет сэкономит до 30 млрд руб. в месяц. Похоже, ведомство надеялось на санкции, на то что рынок для экспорта бензина будет сужен. Но судя по росту цен надежды не оправдались», — резюмировал эксперт.
Демпфер призван сдерживать рост цен на топливо в России. Он предполагает, что при более высоких экспортных ценах по сравнению с внутренним рынком НПЗ получают выплаты из бюджета. При обратной ситуации нефтяники должны доплачивать в бюджет. В прошлом году НПЗ получили рекордные выплаты по демпферу — 2,2 трлн руб., что в 3,2 раза больше, чем в 2021 г. В мае 2023 г. компаниям выплачено 103,5 млрд руб.
Бензин в России дешевле по сравнению с мировыми ценами
По словам Григория Баженова, оборот через биржу сейчас не такой большой, какой должен был быть. Эксперт считает, что роста цен на бензин можно было бы избежать в случае увеличения нормативов или осуществления других шагов, связанных с повышением ликвидности на бирже.
«Ситуация не является критичной, но ее сложно назвать приятной. Цены на бензин достаточно высокие, что сказывается на динамике маржинальности. Однако надо понимать, что определенный запас прочности у компаний есть, потому что до это маржинальность была очень высокой. Поэтому они и не торопятся сильно увеличивать цены», — заметил он.
Похожего мнения придерживается Дмитрий Журавлев. Он напомнил, что на данный момент бензин в России значительно дешевле, чем на мировом рынке. Как считает эксперт, именно поэтому нашим производителям не выгодно продавать бензин внутри страны.
«В результате предложение на внутреннем рынке в лучшем случае не растет, а в худшем падает. Спрос же остается высоким — цена растет. Причем решить эту проблему окончательно и навсегда сейчас просто невозможно. Для этого нужно поднять цены на бензин до мирового уровня. Но покупательная способность нашего населения значительно ниже, чем в развитых странах и наше население просто не сможет покупать бензин по таим ценам», — объяснил он.
Аналогичного мнения придерживается и старший преподаватель кафедры экономической теории РЭУ им. Плеханова Ходжа Кава. Он отметил, что сейчас биржевые цены показывают сильную повышательную динамику, а некоторые марки и вовсе побили исторические отметки. Все это поспособствовало переориентации части потока с внутреннего рынка на внешний.
Что будет с ценами дальше
По словам Олега Чередниченко, задача удержания инфляции в рамках таргета с правительства не снимается. Эксперт предположил, что профильные министерства (понимая, что рост цен на топливо является одной из первопричин инфляционного давления) активизируют все имеющиеся инструменты (вплоть до «ручного» регулирования ситуации — что уже применялось в период 2018 — 2019 гг.).
«Таким образом, потребители могут рассчитывать на удержание розничных цен на нефтепродукты в ближайшие месяцы в пределах «инфляционного коридора», — резюмировал он.
Григорий Баженов заявил, что динамика цен на бирже уже сейчас более менее стабилизировалась, а к августу-сентябрю ситуация должна улучшиться Более того, эксперт ожидает, «разворот» нынешней осенью (сентябрь—октябрь).
«Обычно все так и происходит в эти временные рамки. В этом вопросе у нас очень ярко выраженная сезонность. Цены на бензин обычно начинают сильно расти в конце марта. Такая динамика сохраняется до июня-июля, после чего начинается стабилизация. Снижение оптовых цен на бензин обычно приходится на октябрь», — рассказывает Баженов.
В свою очередь, Петр Кирьян надеется, что в сентябре-августе будет достигнута новая «условная точка равновесия» по цене моторного топлива. При этом стоит учитывать ряд нюансов.
«Судя по политике правительства, оно технически наполняет рынок топливом: есть ограничения на экспорт, требования наращивать продажи топлива через биржу и так далее. В регионах ситуация будет разной. Там где доминируют сетевые АЗС и партнерские АЗС нефтяных компаний цены будут «под контролем». Там, где сохранилась независимая розница — будет более заметные изменения ценников на заправках», — предполагает эксперт.
Дарья Швандар также с оптимизмом смотрит на дальнейшее развитие ситуации с ценами на топливо. Она отметила, что производство нефтепродуктов в России стабильно и соответствует плановым показателям производственной программы выпуска. Так, по ее словам, переориентация поставок нефти, которая ранее шла на экспорт по трубопроводу «Дружба» в Германию, на Индию и Египет морским путем предотвращает сбой поставок.
«Переговоры о привязке мировой цены на нефть российского сорта Urals к сорту Дубай (ОАЭ), вместо сорта BRENT (Великобритания), дадут положительный эффект в отношении экспортных цен российских сортов нефти. Также Минэнерго совместно с Антимонопольной службой разрабатывает пакет мер по предотвращению серого экспорта и увеличению поставок нефтепродуктов на внутренний рынок. Это будет способствовать стабилизации цен на бензин», — заметила Швандар.
«Долгосрочного и значительного снижения цен на бензин ждать не стоит»
В апреле Татарстан вошел в топ-10 регионов России с самыми низкими ценами на бензин и покинул рейтинговую таблицу регионов с самым дешевым дизелем. В конце мая и начале июня ценник на бензин вновь начал медленно расти. Обсудили динамику и результаты исследования с экспертами и узнали, стоит ли ждать очередного повышения в ближайшее время.
Татарстан занял пятое место в рейтинге регионов России с самыми низкими ценами на бензин — в апреле он стоил 47,74 рубля. В то же время республика вылетела из топ-10 по самым низким ценам на дизель. Такие данные по динамике потребительских цен за март-апрель привело исследовательское агентство «ПромРейтинг», выделив регионы страны, где на момент исследования отметили самые высокие и низкие цены на автомобильное топливо. При составлении рейтинга специалисты опирались на данные Росстата.
Средняя потребительская цена на автомобильный бензин по России в целом в апреле этого года составила 50,93 рубля за литр (+0,04 рубля за литр по сравнению с мартом), на автомобильный бензин марки АИ-92 — 47,21 рубля за литр (+ 0,04 рубля за литр по сравнению с мартом).
Рост потребительских цен на автомобильное топливо в апреле по сравнению с мартом зафиксировали в 21 субъекте России. Значительнее всего он сказался в Ямало-Ненецком автономном округе – на 4,3% и Республике Коми – на 2,3%.
В Татарстане индекс потребительских цен на все виды бензина в апреле составил 100%. Стабильными цены оставались до мая – в последний месяц весны он начал дорожать. По данным Татарстанстата, за период с 22 по 29 мая АИ-95 подорожал на 51 копейку, АИ-98 – на 38 копеек, АИ-92 – на 24 копейки, а дизельное топливо подорожало на 0,04% – до 54,69 рубля. Еще через неделю, с 29 мая по 5 июня, АИ-92 подорожал на 0,24%, АИ-95 – на 0, 23%, АИ-98 – 0,09%. В то же время дизель подешевел на 0,13% – до 54,62 рубля.
С начала 2023 года в Татарстане больше всего подорожал бензин АИ-95 — уже на 1,7%. АИ-98 вырос в цене на 1,38%, АИ-92 — на 0,94%, а дизельное топливо — на 0,52%.
Где дешевле?
Лидирующую позицию в рейтинге регионов с самым дешевым автомобильным топливом занял Алтайский край, уступив «серебро» республике Коми, числящейся лидером в феврале-марте текущего года. Закрывает тройку лидеров Курганская область. Татарстан в апреле «переехал» с шестого места на пятое.
А вот из десятки рейтингов с самым дешевым дизельным топливом Татарстан вылетел в апреле, равно как и Воронежская область. На первых трех местах в этом топе разместились республики Дагестан, Чечня и Кабардино-Балкария.
По мнению аналитиков, рост цен на бензин связан с тем, что Россия все еще экспортирует большую часть нефти, где ее перерабатывают в бензин, а потом отправляют обратно в Россию. Также удорожание бензина провоцируют налоги и акцизы.
Прибыль производителей бензина падает
Специалист по международным финансовым рынкам маркетплейса «Финмир» Георгий Свирин согласился, что потребительские цены на автомобильное топливо с начала 2023 года вели себя достаточно стабильно, но уже в мае рост ускорился. Основной причиной стал сезонный фактор, а также дефицит бензина на оптовом рынке. В связи с этим цены в апреле на АИ-95 и АИ-92 резко выросли примерно на 20% и достигли рекордных значений, что привело к постепенному росту розничных цен на автозаправках.
– По данным исследовательской группы «Петромаркет», чистая прибыль при продаже бензина на розничном рынке составляет уже меньше одного рубля за литр, поэтому вполне естественно, что в ближайшие месяцы следует ожидать роста потребительских цен. С другой стороны, повышение цен будет умеренное в рамках официального уровня инфляции, поскольку государство регулирует цены на автомобильное топливо с помощью демпферного механизма. К тому же отложенное решение по уменьшению выплат нефтяным компаниям в рамках демпфера, которое должно было произойти с 1 июля 2023 года, так же будет сдерживать рост цен на автомобильное топливо, – считает эксперт.
Учитывая динамику цен на бензин в этом году, Свирин ожидает роста стоимости бензина для АИ-95 к концу лета до 53-54 рублей за литр, для марки АИ-92 – до 50 рублей за литр. Эксперт считает, что стоимость дизельного топлива вырастет до 62 рублей за литр.
– Что касается Татарстана, то, по данным исследования, он входит в топ-5 регионов с самым дешевым бензином — 47,74 рубля за литр. К концу лета цена на бензин может вырасти до 48,8-49,5 рубля за литр, – спрогнозировал эксперт.
Генеральный директор ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора» Тамара Сафонова считает, что повышение цен на бензин может объясняться стремлением нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) стабилизировать маржу переработки.
– При этом в течение последнего года маржинальность НПЗ повысилась. Это связано с тем, что большая часть партий нефти до сих пор торгуется на внутреннем рынке по формулам цены, привязанным к котировкам зарубежных ценовых агентств с учетом дисконтов на российскую нефть, – сказала эксперт.
Сафонова напомнила, что цена на оптовые партии дизельного топлива с 1 по 9 июня снизилась с 52,6 до 51,9 тысячи рублей за тонну, что может объясняться профицитным рынком производства в стране дизельного топлива относительно бензина. По итогам 2022 года производство бензина в стране составило 42,6 миллиона тонн, дизельного топлива – 85,1 миллиона тонн.
«Чем ниже транспортные издержки, тем дешевле бензин»
Начальник аналитического управления банка «БКФ» Максим Осадчий заметил, что экономика Татарстана известна в первую очередь нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностью. «Татнефть» входит в пятерку крупнейших нефтяных компаний страны, в Нижнекамске работает завод бензинов «ТАИФ-НК».
– Чем ниже транспортные издержки, тем дешевле бензин. Это один из факторов, благодаря которому Татарстан входит в топ-5 регионов с самым дешевым бензином, – сообщил собеседник.
Напомним, что в апреле Минфин России анонсировал сокращение выплат нефтяным компаниям в рамках механизма топливного демпфера. Участники рынка предупреждают, что это приведет к увеличению оптовых цен на топливо из-за сокращения маржи нефтепереработки.
Осадчий привел несколько факторов, влияющих на подорожание бензина. Во-первых, производители топлива закладывают эффект от снижения демпфирующих выплат в цены, что может спровоцировать их рост. Во-вторых, для производителей выгоднее продавать бензин за рубеж. Растущий экспорт снижает предложение на внутреннем рынке и тем самым ведет к росту цены бензина.
– Не следует забывать про такие очевидные факторы, как рост инфляции и рост зарплат. Кроме того, из-за санкций выросли издержки на обслуживание импортной техники, а импортные запчасти стали дороже, – отметил аналитик.
Цены будут расти постоянно
Член фракции КПРФ в Госсовете РТ Николай Атласов напомнил, что в России динамика цен на бензин всегда имела тенденцию к повышению, при том, что временами цены могут колебаться. Но эти колебания, даже если в сторону понижения, не принципиальны и малозаметны для потребителя. Атласов не советует рассчитывать на долгосрочное и значительное снижение цен на бензин, потому что такова структура российской экономики и ее сырьевой составляющей.
– Если мы вспомним прежние времена, то потребители давно заметили, что на мировом рынке колебания цен на нефть никак не влияли на динамику цен на бензин в России. В США имеет место прямая корреляция между мировыми ценами на нефть и внутренними ценами на бензин. Если мировые цены на нефть падают, то внутри страны падают и цены на бензин. В последние годы, правда, цены на бензин в Америке сильно выросли, но это происходит из-за инфляции доллара. Тем не менее, даже в этом случае динамика цен на бензин в США зависит от динамики цен на нефть на мировом рынке. В России же такая зависимость отсутствует, – добавил Атласов.
Политик уверен, что цены на бензин в нашей стране будут расти постоянно и на это есть свои причины. Отчасти это фактор инфляции, но главная причина в другом. Основным фактором собеседник считает то, что российские нефтяные компании испытывают большую налоговую нагрузку со стороны государства, которая в условиях СВО только усилилась, при том, что цены на нашу нефть из-за санкций и ценового потолка, наоборот, упали. Внутренние цены на бензин в этих условиях не могут падать, так как частично через них компенсируются потери госбюджета и доходов нефтяных компаний.
По этим причинам долгосрочного и значительного снижения цен на бензин ждать не стоит. Атласов считает необходимым учитывать, что потребность в некоторых видах топлива возросла из-за СВО, а это так же сказывается на внутреннем рынке.