В России насчитывается 2,6 млн грузовых машин
Парк грузовиков в России насчитывает 2 637 417 ед. грузовых машин по состоянию на начало 2021 года, о чем говорится в исследовании «Автостат Инфо».
Российские продажи Toyota выросли на 12% в первом полугодии
Аналитики отмечают, что самый большой парк грузовой техники сосредоточен в Москве. По данным экспертов компании здесь числятся 149 885 грузовиков. В Московской области парк грузовиков насчитывает 129 128 ед. техники, а в Краснодарском крае — 103 647 ед. Среди регионов с наиболее емкими парками грузовиков отметим также Татарстан (89 822 ед.) и Ханты-Мансийский АО (77 869 шт.).
Парк грузовиков «КАМАЗ» насчитывает 698 447 машин по состоянию на начало этого года. Объем парка грузовых машин «ГАЗ» составляет 458 248 ед., а автомобилей «ЗИЛ» — 207 872 шт. В топ-5 производителей с наибольшим парком грузовиков в РФ входят «МАЗ» (205 945 машин) и «Урал» (115 850 ед.).
Самый распространенный в России грузовик — это «ГАЗ-3307». В стране числятся 166 164 таких машины. Второе место по распространенности занимает «КАМАЗ-65115», емкость парка которого составляет 99 509 ед. На третьем месте находится «КАМАЗ-43118» (70 834 машины). В «пятерку» самых распространенных грузовиков входят, по данным «Автостат Инфо», «КАМАЗ-55111» (69 534 ед.) и «УРАЛ-4320» (65 713 ед.).
Рынок грузового транспорта и спецтехники: итоги 2021 года и ожидания на 2021 год
Эксперты Авито Авто зафиксировали рост спроса на подержанный транспорт для грузоперевозок по итогам 2021 года. Спрос в этой категории, по данным сервиса, вырос на 14,8% по сравнению с 2019 годом. При этом объем рынка новых грузовых автомобилей в России по данным «АВТОСТАТ» в 2021 году сократился на 7,3%. Одна из основных причин переориентации на вторичный рынок – рост цен на рынке нового грузового транспорта и спецтехники.
Как изменились спрос и предложение на вторичном рынке грузовой техники
Согласно данным Авито Авто, рост спроса на подержанную спецтехнику для грузоперевозок по итогам 2021 года составил 14,8%. В частности, покупательский интерес к грузовикам на вторичном рынке увеличился на 14,6%, к легкому коммерческому транспорту – на 25%. Спрос на погрузчики (всех типов – фронтальные, телескопические, вилочные и т.д.) и прицепы с пробегом в России вырос на 17,8% и 19,3%, соответственно, на тягачи – на 5%.
Вид техники | I кв. 2021 г. % | II кв. 2021 г. % | III кв. 2021 г. % | IV кв. 2021 г. % |
Все виды | +24,0 | +6,1 | +6,0 | +12,8 |
Грузовики | +27,3 | +8,2 | +4,6 | +8,4 |
Легкий коммерческий транспорт | +29,4 | +8,7 | +14,5 | +22,7 |
Погрузчики (всех типов) | +35,5 | +2,9 | +1,5 | +22,5 |
Прицепы | +15,1 | +14,1 | +12,6 | +17,2 |
Тягачи | +15,6 | -9,9 | +1,6 | +16,2 |
При этом предложение на вторичном рынке снизилось (-3,6%) почти по всем типам коммерческого транспорта и спецтехники за исключением погрузчиков (+14,4%). По мнению экспертов Авито Авто это означает, что на одно объявление о продаже приходится больше заинтересованных покупателей. Следовательно, продавцы указанной подержанной техники могут сейчас продать ее быстрее и по более выгодной цене.
Цены на новый транспорт растут быстрее темпов инфляции, поэтому покупатели сейчас чаще выбирают подержанную технику. «Цены на новую импортную технику растут в том числе из-за снижения курса рубля к иностранным валютам. Уже действующие с 1 января госпрограммы льготного автокредитования и лизинга смогут облегчить покупку новой техники», – отмечает Виктор Пушкарев, заместитель начальника отдела аналитики «АВТОСТАТ».
По данным «АВТОСТАТ», в 2021 году объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 74,8 тыс. единиц, что на 7,3% меньше, чем в 2021 году. Кроме того, производство грузовиков в 2021 году снизилось на 9%.
Среди других причин переориентации на вторичный рынок транспорта – стремление бизнеса быстро решить задачу по наращиванию логистических мощностей в условиях бума электронной коммерции на фоне пандемии.
Главной новинкой Минского авто стал седельный тягач МАЗ‑6410ХХ с колесной формулой 6х2 и подъемной осью. Последнее решение, как заявляют представители завода, позволяет повысить эффективность перевозок и снизить стоимость владения техникой.
Новый тягач может оснащаться двигателями WP12 и WP13 экологического класса «Евро‑5» с механической или автоматической коробкой передач или Daimler экологического класса «Евро‑6» с роботизированной 12ступенчатой коробкой. Подвеска передней оси машины — малолистовая рессорная, на второй и третьей осях — пневматическая: двухбаллонная на подъемной оси и четырехбаллонная — на задней ведущей.
Кабина нового МАЗ‑6410ХХ — двухместная, с высокой крышей и двумя спальными местами; эргономика рабочего места водителя и зоны отдыха была улучшена по сравнению с машинами прежних поколений, предусмотрены системы кондиционирования воздуха и отопления. Тягач оснащен комплексом современных электронных систем безопасности и помощи водителю, среди которых — EBS (электронная система тормозов с функциями ABS и ASR), электронная система стабилизации ESP, система экстренного торможения AEBS, а также система слежения за разметкой (LDWS).
Допустимая общая масса нового тягача с учетом массы водителя составляет 27 500 кг, масса автомобиля в снаряженном состоянии — 8800 кг. Допустимая общая масса автопоезда — 44 000 кг, максимальная скорость автопоезда — 89 км/ч (с устройством ограничения скорости согласно Правилу ЕЭК ООН № 89).
МАЗ представил также на московской выставке новый полуприцеп 991901 для перевозки контейнеров. Его конструкция рассчитана таким образом, чтобы при перевозке контейнеров типа High Cube габаритная высота контейнеровоза не превышала 4 метров, — это позволяет перевозчикам избежать уплаты дополнительных пошлин. Полуприцеп имеет выдвижные переднюю часть и бампер; его снаряженная масса составляет 5400 кг, допустимая полная масса — 39 000 кг; грузоподъемность полуприцепа — 33 600 кг.
Динамика средних цен на вторичном рынке коммерческого транспорта и спецтехники с пробегом
Цена, руб. | Цена, изменение за год, % | |||||||
I кв. 2021 г. | II кв. 2021 г. | III кв. 2021 г. | IV кв. 2021 г. | I кв. 2021 г. | II кв. 2021 г. | III кв. 2021 г. | IV кв. 2021 г. | |
Все типы | 500 000 | 500 000 | 510 000 | 550 000 | 0,2 | 4,2 | 5,2 | 10,0 |
Грузовики | 510 000 | 550 000 | 550 000 | 600 000 | 2,0 | 12,2 | 12,2 | 17,6 |
Легкий коммерческий транспорт | 360 000 | 370 000 | 375 000 | 380 000 | 2,9 | 7,2 | 7,1 | 5,6 |
Погрузчики | 790 000 | 900 000 | 910 000 | 980 000 | 12,9 | 28,6 | 21,3 | 24,1 |
Прицепы | 220 000 | 190 000 | 200 000 | 200 000 | -4,3 | -13,6 | -13,0 | -9,1 |
Тягачи | 1 300 000 | 1 350 000 | 1 250 000 | 1 250 000 | 0,0 | 6,3 | 4,2 | -3,8 |
Schmitz Cargobull
Немецкий производитель прицепной техники Schmitz Cargobull представил в Москве рефрижераторный полуприцеп S. KO Cool Smart Executive поколения V7, оснащенный цифровым регистратором температуры и телематическим комплексом TrailerConnect. Изотермический фургон полуприцепа получил, в частности, новую систему распределения воздуха, цель оптимизации которой, как отмечает производитель, состояла в том, чтобы избежать так называемых «горячих точек» в кузове и упростить обработку грузов для «повышения эффективности процесса транспортировки».
Воздухозаборники фургона изготовлены из гибкого материала — за счет этого, по заявлению представителей Schmitz Cargobull, они защищают холодильную установку и воздуховоды от повреждений при столкновении. Сами воздуховоды имеют увеличенное поперечное сечение, что в сочетании с оптимальным расположением каналов гарантирует, по заявлению . Таким образом, необходимый для товаров температурный режим равномерно поддерживается на заданном уровне.
На случай необходимости транспортировки грузов с разными температурными режимами предусмотрена специальная разделительная стенка, устанавливаемая без какихлибо дополнительных операций и герметично перекрывающая воздуховоды. Воздух за счет нее автоматически распределяется только в заданном пространстве.
Schmitz Cargobull представил на «Комтрансе‑2011» и новый холодильный агрегат S. CU2.0 Premium, ставший на 50 кг легче модели прежнего поколения. Производитель заявляет также о снижении эксплуатационных расходов за счет того, что используемый в дизельгенераторной установке двигатель с системой питания Common Rail стал на 10% экономичнее.
Ожидания на 2021 год
По мнению Сергея Никольского, руководителя категорий «Авто в Авито Авто, в 2021 году ситуация на рынке коммерческого транспорта и спецтехники будет зависеть от дальнейшей динамики цен и общей экономической ситуации в стране.
«Есть основания ожидать, что в нынешнем году электронная коммерция сохранит темпы роста 2021 года и это в свою очередь будет стимулировать спрос на транспорт для грузоперевозок. Поскольку цены на новую технику, как импортную, так и отечественную, скорее всего продолжат расти на фоне повышения утилизационных сборов и стоимости сырья, будет увеличиваться востребованность подержанной техники, более низкой в цене. Кроме того, будет увеличиваться возраст логистических автопарков, так как покупать новую технику дороже, чем поддерживать работоспособность действующего парка. В таких условиях предложение по продаже подержанной грузовой техники окажется недостаточным для удовлетворения растущего спроса, что создает предпосылки для развития альтернативных инструментов реализации техники: лизинга, аренды и кредитных продуктов».
Комментируя возможную ситуацию на рынке новых грузовиков, Виктор Пушкарев, заместитель начальника отдела аналитики «АВТОСТАТ», отмечает, что в 2021 году положительная динамика покупательского интереса возможна, прежде всего, за счет реального восстановления российской экономики после кризиса 2021 года. И предпосылки к этому уже появились. Главными из них, по мнению эксперта, являются более высокие мировые цены на нефть (выше 50 долл/баррель) и запуски программ вакцинирования от коронавируса во многих странах мира. «И конечно, чем быстрее смогут восстановиться сферы российского бизнеса, наиболее пострадавшие от пандемии, тем скорее деловая активность приведет к росту спроса на коммерческую технику», – подчеркивает эксперт.
Krone
Главной новинкой компании Krone (немецкого производителя прицепной техники) на нынешнем «Комтрансе» стал рефрижераторный полуприцеп Cool Liner нового поколения, оснащенный фирменным телематическим комплексом Krone Telematics, а также дизельэлектрической рефрижераторной установкой Carrier Vector 1550 S, обеспечивающей, как заявляет производитель, точный и надежный термоконтроль.
Новый полуприцеп имеет три оси в усиленном исполнении с пневмоподвеской и дисковыми тормозами; технически возможная осевая нагрузка составляет 27 000 кг. Первая ось полуприцепа — подъемная, межосевое расстояние — 1310 мм. Собственный вес полуприцепа — 8558 кг, допустимая общая масса — 34 000 кг.
Новый Cool Liner штатно оснащается телематическим комплексом Krone Telematics KSC Cool с такими функциями, как информация о состоянии полуприцепа, позиционирование, сообщения об ошибках тормозной системы, контроль открытия дверей, контроль температуры в полуприцепе и функционирования холодильной установки, статус сцепки с тягачом. Холодильная установка имеет регистратор температуры с принтером DataCOLD 300T.
Легендарный ЗИС-5 («Захар») стал модернизацией грузовиков АМО. Серийный выпуск на Заводе имени Сталина начался в октябре1933 года.
Мощность мотора возросла до 73 л.с., г/п – до 3 т. Привод тормозов – механический. В то же время, имелись: электростартер, бензонасос диафрагменного типа.
Имел более 30 модификаций. Широко использовался во время войны. Поставлялся на экспорт почти в полтора десятка стран. Произведено более полумиллиона машин.
Грузовик ЗИС-5
«ПК Транспортные системы»
) представила на ComTrans 2021 сочлененный электробус 6245 «Пионер max». Машина отличается конструкцией с низким полом в салоне и особенно большой пассажировместимостью. Новый «электробусгармошка» способен вместить в общей сложности 140 человек, количество посадочных мест — 38; все они оборудованы индивидуальным обогревом. В салоне установлены три кондиционера, есть USB‑разъемы для обычной и быстрой зарядки мобильных устройств, а также современная мультимедиасистема.
Заявленный запас хода машины на одной зарядке — 200 км. Для полного заряда батарей необходимо 6 часов. Как заявляет производитель, новый электробус способен отработать на городском маршруте полный рабочий день, а заряжаться он может в ночное время в автобусном парке. Тяговые батареи расположены на крыше электробуса. За счет этого, по словам разработчиков, удалось увеличить запас пространства в салоне. На колеса крутящий момент передается за счет двух электропортальных мостов.
Новый электробус произведен на ряде собственных площадок «ПК Транспортные системы»: кузов сварен на заводе электрического транспорта в Энгельсе, первичная сборка выполнена на Тверском механическом заводе электротранспорта, конечная — на Невском заводе электрического транспорта в СанктПетербурге. В Северной столице пройдут также ходовые испытания нового электробуса — их старт намечен на осень нынешнего года.
Каков итог?
Представители «Большой европейской семерки» производителей грузовиков на нынешний «Комтранс» не приехали из-за очередной волны пандемии коронавируса, и выставка в итоге превратилась в своего рода смотр последних достижений отечественного автопрома — количество представленных на выставке зарубежных компаний, специализирующихся на грузовой технике, можно было пересчитать по пальцам одной руки.
«Коронакризис», судя по комментариям представителей компаний, отрасль пережила, однако после начала восстановительного роста на нее свалились новые напасти: и печально знаменитый «контейнерный кризис», и нехватка полупроводников, и рост цен на сырье и металлы. Что будет с ценами и, соответственно, с платежеспособным спросом, нетрудно догадаться, но некоторые компании (например, немецкая Schmitz Cargobull) прямо заявляют, что рост цен на технику в нынешней ситуации неизбежен…
Фото: журнал «Движок»
ГАЗ-АА
Знаменитая «полуторка» – ГАЗ-АА сошла с конвейера автозавода в Нижнем Новгороде 29 января 1932 года. База – американский грузовик «Форд». С 1938 года – двигатель ГАЗ-ММ (50 л.с.). Были улучшены: рулевое управление, подвеска, кардан. Стартёр отличался ненадёжностью, поэтому грузовик чаще заводился рукояткой.
До 1950 года выпущено более 1 млн. экземпляров.
ГАЗ АА «Полуторка»
Структура автомобильного парка грузовых автомобилей
По данным исследования “Автостат Инфо” [1] , в России по состоянию на начало 2023 года насчитывается 2 483 732 грузовых автомобиля.
Структура парка грузовых автомобилей
Более 69% в структуре парка грузовиков составляет техника, произведенная до 2013 года (всего 1 718 519 единиц), В парке грузовых машин, произведенных в 2022 году, насчитывается 66 927 единиц, что заметно меньше, чем количество грузовиков, изготовленных в 2021 году (100 654 единиц).
“КАМАЗ” по-прежнему лидирует на рынке грузовых машин по объему зарегистрированного парка. По состоянию на начало 2023 года в стране числятся 684 674 грузовых “КАМАЗов”.
Топ-10 марок по объему грузовых автомобилей, единиц
Первичный рынок
“КАМАЗ” лидирует на рынке грузовых авто с заметным отрывом от конкурентов. За минувший год в России было продано 31 994 автомобилей, что на 12% меньше, чем в 2021 году. Китайская корпорация SHAANXI показала второй результат – 9 641 автомобилей, что практически в 3,5 раза больше, чем в 2021 году. В целом, следует отметить, что прирост первичных продаж характерен для всех китайских грузовых автомобилей: FAW, SITRAK, HOWO, JAC. Единственным производителем, нарастившим количество продаж, помимо китайских марок, является УРАЛ с ростом +2% относительно 2021 года.
Сравнительная структура продаж новых грузовых автомобилей по топ-10 маркам в 2021 и 2022 годах
Сравнительная структура продаж новых грузовых автомобилей по видам и типам в 2021 и 2022 годах
Вторичный рынок
На фоне заметного спада продаж на рынке новых грузовиков рынок грузовой техники с пробегом показывает большую стабильность. По данным “Автостат Инфо”, за весь год в России было продано 280 563 грузовика с пробегом, что только на 3,4% меньше результата за 2021 год – 290 534 единицы.
Перерегистрации грузовиков “КАМАЗ” в 2022 году выросли на 1,8% к результатам 2021 года, с 73 763 до 75 075 единиц, что стало лидирующим показателем на рынке грузовых машин с пробегом в прошедшем году.
Сравнительная структура продаж б/у грузовых автомобилей по топ-5 маркам в 2021 и 2022 годах
В объёме вторичных продаж китайские грузовые автомобили пока не имеют такого сильного влияния, здесь среди иномарок пока ещё сильны автомобили европейского производства. Но в 2023 году структура продаж вторичного рынка грузовиков продолжит меняться в сторону усиления доли российской техники и китайских марок.
Цены
Маркетинговое агентство НАПИ [2] проанализировало цены на новые и подержанные грузовые автомобили в 2022 году. Средние цены на новые грузовые автомобили в IV квартале 2022 года выросли на 17% по сравнению с IV кварталом 2021 года и достигли 8,8 млн. руб. Средние цены на подержанные грузовики поднялись на 49% по сравнению с 2021 годом и составили 3,4 млн. руб.
Динамика средних цен на новые грузовые автомобили, руб.
Источник: Национальное Агентство Промышленной Информации (НАПИ, https://napinfo.ru/)
Динамика средних цен на б/у грузовые автомобили, руб.
Источник: Национальное Агентство Промышленной Информации (НАПИ, https://napinfo.ru/)
Выводы по анализу рынка грузовых транспортных средств
Согласно данным аналитиков, в стране за январь-декабрь 2022 года было продано: 84 672 единиц грузовых автомобилей (-15,5% к результатам 2021 года).
При использовании материала ссылка на https://afk.rukon.ru/ обязательна.
Заказать услугу или получить дополнительную информацию Вы можете, обратившись в наши офисы по телефонам:
Российский парк грузовых автомобилей: показатели на 1 января 2020 года
Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», по состоянию на 1 января 2020 года в России насчитывается 3,78 млн грузовых автомобилей. Средний возраст этого парка составляет 21,2 года, причем 64,7% всех грузовых автомобилей в стране пребывают в возрасте старше 15 лет. Доля иномарок здесь составляет практически треть российского парка (33%). В то же время во владении юридическими лицами находится 52,1% от общего объема HCV. На долю дизельных приходится 69,5% от общего парка грузовых машин, а экологическим стандартам «Евро-4» (и выше) соответствует 19,8% таких автомобилей.
Самый крупный из региональных парков грузовой техники находится в Москве, где числится 160,3 тыс. экземпляров. В Московской области, которая на на втором месте рейтинга, насчитывается еще 155,8 тыс. единиц. Замыкает тройку лидеров Краснодарский край (144,2 тыс. шт.). Еще в пяти субъектах РФ (Ростовская область, Иркутская область, Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ, Новосибирская область) тоже зарегистрировано более 100 тыс. грузовиков.
Что касается марочной структуры российского парка грузовой техники, то лидером здесь является КАМАЗ (927,3 тыс. шт.), на втором месте – ГАЗ (729,8 тыс. шт.), а замыкает первую тройку ЗиЛ (495,6 тыс. шт.). Причем на долю этих трех марок приходится около 57% всего парка HCV в РФ. Среди иномарок больше всего в стране числится грузовых автомобилей марки Volvo (105,4 тыс. шт.).
Помимо грузовой техники, мы регулярно мониторим рынок легковых автомобилей. Самая актуальная информация об их ценах и комплектациях содержится на сайте «Цена авто».