Какой грузовик в СССР ценили больше: ГАЗ-53 или ГАЗ-52?
Оба грузовика появились в 60-х годах. В 1961 году нижегородский завод презентовал ГАЗ-53, а еще спустя три года – его конкурента. Внешне обе машины выглядят почти идентично, но определенные различия все же присутствуют. Например, на ГАЗ-53 три отверстия на колесных дисках, а на 52-й модели их куда больше. Вторая машина шире первой: 2380 мм против 2020 мм.
Шасси, трансмиссия и мотор у них одинаковые, зато разная грузоподъемность: 2,5 тонны и 4,5 тонны соответственно. Во всем остальном грузовики почти одинаковы, не считая определенных агрегатов.
Производство ГАЗ-52 и ГАЗ-53 осуществлялось до 1993 года, а эксплуатировали их активно в сельскохозяйственной отрасли. А так как в Советском Союзе было не очень много машин для АПК, то эти модели внесли немалый вклад в развитие аграрной сферы. При этом благодаря собственным характеристикам их использовали и в перевозке самых разнообразных грузов.
Газ-52/53 — незаменимый «трудяга» народного хозяйства
Грузовики ГАЗ и ЗиЛ тесно связаны с советскими стройками, колхозами и прочими отраслями народного хозяйства. Да что там, до 2000 года «Газоны» и «Зилки» однозначно превалировали над всякими грузовичками иностранного производства!
История появления
Разработка нового семейства среднетоннажных грузовиков на Горьковском автомобильном заводе началась еще в конце 1950-х годов.
Тогда инженеры и конструкторы работали над целым поколением ГАЗ:
- ? 52
- ? 56
- ? 62
- ? 66
ГАЗ-52 был главным автомобилем в семействе, он должен был заменить на конвейере 51-ую модель, устаревшую к тому времени как технически, так и внешне.
Шасси ГАЗ-52. Фото: Youtube.com
При разработке грузовика ставилась конкретная задача – сделать развозной автомобиль для города и села. Ни о каком использовании ГАЗ-52 для междугородних перевозок не могло быть и речи, если только в силу производственной необходимости.
Машина с грузоподъемностью 2,5 тонны должна была быть:
- ? Маневренной
- ? Проходимой
- ? Отличаться плавностью хода
ГАЗ-52Г, в серию он не пошел. Фото: Youtube.com
Получается, что ГАЗ-52 – это просто доработанная 51-ая модель, с новой кабиной и форсированным мотором.
Рождение ГАЗ-53
Изначально грузовик с повышенной грузоподъемностью не планировалось делать новым семейством. Но понадобились автомобили до 4 тонн, поэтому была разработана модель ГАЗ-52Г.
Испытания показали, что машина не способна перевозить такие грузы:
- ? Мощности двигателя не хватало
- ? Максимальная скорость передвижения снижалась
- ? Рама трескалась на плохих дорогах
От серийного производства ГАЗ-52Г отказались, зато эти наработки послужили базой для создания новой модели грузовика. Он получил двигатель ГАЗ-13 – V8 от на 115 л. с. Пришлось усиливать раму, подвеску, устанавливать новые шины, поработать с трансмиссией. В итоге получился ГАЗ-53.
ГАЗ-52-03. Фото: Youtube.com
Грузовики первое время оснащались моторами модели 51А, только с 1964 года на них начали массово ставить двигатели ЗМЗ-53 с рабочим объемом 4,25 литра и мощностью 115 л. с.
Как от ГАЗ-52 чуть было не отказались
Все автомобили Горьковского завода быстро поделись по грузоподъемности:
- ? ГАЗ-51А – 2,5 тонны
- ? Модификация 53Ф перевозила 3 т.
- ? 53А брал на борт 4 т.
Для 52 модели вроде как места и не оставалось в гамме, но она смогла удержаться. Дело в том, что шестицилиндрового двигателя было недостаточно для трехтонки ГАЗ-53Ф. Исходя из ситуации, модель заменили на 52-03 с грузоподъемностью 2,5 тонны. Случилось это в 1966 году.
ГАЗ-53А. Получил знак качества, между прочим! Фото: Youtube.com
Такое решение позволило отказаться и от ГАЗ-51А, которому теперь тоже не оставалось места в производственной гамме, новая модель превосходила его по всем параметрам. Но в итоге старый грузовик пережил модификацию 52-03 на один год. В 1975 г. ГАЗ-51А ушел на покой, его заменили на модель 52-04.
Модернизации семейства ГАЗ-52/53
Многие помнят юркие голубые «Газоны», которые прочно ассоциируются с детством. А ведь такой цвет у ГАЗ-52/53 появился только в 1978 году! Связано это с политическими мотивами – дескать, грузовики гражданские, нечего их красить в темно-оливковый цвет! СССР должен ассоциироваться с чем-то радостным, типа ясного голубого неба!
В этом же году на крышах кабин грузовиков ГАЗ-52/53 появляется выштамповка.
Что касается ГАЗ-52, то там все с точностью до наоборот – они получили задний мост от «старичка» 51А.
Такая вот подметально-моечная машина на шасси ГАЗ-53. Фото: Youtube.com
Изменения по годам:
- ? 1984 – упрощенные бамперы и новая облицовка
- ? 1986 – другая оптика (это не касается модели ГАЗ-52), большие зеркала
- ? 1989 – снятие с производства короткобазных 52-ых модификаций
Цены на ГАЗ-52/53 сейчас
В России до сих пор в продаже встречаются ГАЗ-52, модификаций 53 раза в три больше. В принципе, все это соответствует количеству выпущенных грузовиков.
ГАЗ-52-04. Фото: Youtube.com
Цены на эти автомобили практически не отличаются – от 60 000 рублей, хотя ГАЗ-52 можно найти больше именно по низкой планке. Самая высокая стоимость на машины таких модификаций – это около 350 000 р.
Покупать грузовик сейчас – идея так себе. С обслуживанием и ремонтом проблем особых не будет, но аппетит советских двигателей впечатляет. Шестицилиндровый мотор легко переваливает за 20 литров в городе и за 25 на плохой дороге. V8 на ГАЗ-53 в этом плане еще хуже – от 25 до 40 л.
Есть вариант установить дизельный двигатель Д-240 или Д-245, тогда расход будет до 20 литров солярки.
Зачем нужен ГАЗ-52/53 сейчас?
Кому можно посоветовать старый советский грузовик в настоящее время? Скорее тому, кто с тоской вспоминает детство или юность! Для работы эти машины не очень годятся из-за высокого расхода топлива и малой грузоподъемности.
А вот для большого хозяйства, где автомобилю придется выезжать на короткие дистанции пару раз в неделю, он подойдет. На ГАЗ-52/53 можно ездить по лесным и полевым дорогам, не боясь застрять, ведь эта техника делалась именно с расчетом на сельскую местность.
Главное при покупке смотреть, чтобы под капотом не оказался V8 от 53-ей модели – такое бывает у двух грузовиков из трех. Найти «родной» ГАЗ-52 сложно, в основном продаются некие сборные солянки из нескольких моделей.
Мусоровоз на шасси ГАЗ-53. Фото: Youtube.com
Но для души в принципе неважно, какую именно модификацию выбрать – главное, чтобы грузовик был в хорошем состоянии. Если удастся сохранить еще лет 50, то ваши внуки заработают на таком автомобиле, продав его коллекционерам.
Почему про ГАЗ-52 шутили, что у него «дырки от ордена»
«Газон» стал одним из самых узнаваемых и массовых советских автомобилей. И сегодня многие из машин этой модели продолжают работать.
Мало кто знает, что у «Газона» существовал двойник, тоже выпускавшийся в больших количествах – ГАЗ-52. От 53-го он отличался меньшей грузоподъемностью, 2,5 тонны, и другим двигателем. Если на ГАЗ-53 ставился новый 8-цилиндровый ЗМЗ-53, то на ГАЗ-52 модернизированный 6-цилиндровый, история которого началась еще в тридцатых годах.
Кабины и кузова у двух машин были одинаковыми, поэтому лишь специалисты отличали две машины по звуку двигателя, разной толщине рамы и диаметру шин. Впрочем, было еще одно отличие курьезного свойства, которое сразу бросалось в глаза.
Знак качества
В 1973 году ГАЗ-53 прошел сертификацию на государственный Знак качества. С тех пор на передок каждой машин на конвейере крепили пластиковую пятиугольную эмблему Знака рядом с правой фарой (см. заглавное фото). Интересно, что после этого цена автомобиля для советских предприятий была повышена на 120 рублей — величину, близкую к средней зарплате в Советском Союзе.
Изменить ГАЗ 52 и 53. Двое из ларца, одинаковых с лица
Очень удачный послевоенный грузовик из Нижнего Новгорода к середине 50-х стал морально устаревать, и требовать замены, работы над созданием которой привели к созданию в 1961 году первого компромиссного варианта – ГАЗ-53Ф, кабина у которого уже была новая, техническая начинка – от предшественника, ГАЗ-51, а облицовка радиатора была своеобразной, на американский манер, с высоко поднятыми фарами.
Причиной появления такого гибрида стало привычная для советского автопрома беда – новая машина уже была почти готова, а вот новый восьмицилиндровый бензиновый двигатель на неё задерживался.
Официально ГАЗ-53 производился с 1961 года, но в таком виде как многие из нас его знают, с восьмицилиндровым мотором ЗМЗ-53, объемом 4.2 литра и мощностью в 115 л.с, — лишь с 1964 года. Это легендарный автомобиль- долгожитель, сходил он с конвейера аж до 1993 года, одно только перечисление всех модификаций этого грузовика займет наверное пару страниц.
Трудно найти такое место на просторах бывшего СССР, где не бегали бы, да и до сих пор ездят 53-е «Газоны», экспортировались в пару десятков стран, а в Болгарии даже было отдельное сборочное производство из поставлявшихся комплектующих, при этом болгары отказались от бензинового мотора в пользу венгерского 80- сильного дизеля.
А вот 52-й «Газон» остался в тени своего старшего брата. Поначалу выпуск этой машины в планах завода и не значился, ведь зачем нужна была машина, у которой по сути, новой была лишь кабина, а технически это был старый – добрый ГАЗ-51.
Двигатель тот же, шестицилиндровый нижнеклапанный, коробка передач та же, только с синхронизатором на 3 и 4 скоростях, задний мост так же во многом был похож, но с 1977 года мост стали ставить такой же, как и у старшего собрата, с гипоидной передачей.
Внешне же машина была сходна с ГАЗ-53, за исключением колёс, размер которых был 7,50-20 дюймов, такой же, как на пятьдесят первом.
По всем своим параметрам именно ГАЗ-52 больше подходит на переходную модель, да индекс намекает, что машина вроде как перед 53-м производилась, но на самом деле оба грузовика выпускались параллельно.
Автохозяйства оценили по достоинству старика-трудягу ГАЗ-51, и особенно в сельской местности, где он был просто незаменим, неприхотлив, тихоходный, грузоподъемность невысока, да не беда, для сельских работ двух с половиной тонн хватало, при необходимости он вёз и три. С обслуживанием тоже никаких проблем, в общем, машина пользовалась спросом и была нужна. Вот и пришел 52-й на смену «дедушке», сохранивший прежние качества, но современный на вид.
Предсерийные ходовые образцы ГАЗ-53. Дизайн решетки радиатора дружелюбным не назовешь, а вот хромированные буквы «ГАЗ» ничего так смотрелись бы.
Тормозная система на обоих грузовиках была гидравлической с усилителем, а вот гидроусилителя руля не было ни на одном из грузовиков, руль крутить – та еще задача…
Модификаций у ГАЗ-52, так же, как и 53 было огромное количество, и так же как у ГАЗ-53 были машины на короткой и длинной раме.
С 1965 года, когда полноценно стали производиться обе модели, изменился дизайн решетки радиатора. Американский стиль уступил место оригинальной облицовке радиатора, как её называли, «улыбкой». Фары сместились вниз, указатели поворота развестились над фарами в овальных выштамповках. В таком виде оба грузовика выпускались до 1984 года, когда был проведен последний их рестайлинг. Изменился внешний вид решетки радиатора, и исчезла заливная горловина бензобака с задней левой части кабины, топливный бак переместился под грузовую платформу.
Попытка провести рестайлинг грузовика была предпринята еще в 1973 году. Небольшой партией был выпущен ГАЗ 53-11.
Изменения коснулись не только внешности и оформления салона, но и тормозной системы, попробовали перейти на пневмопривод тормозов. В серийное производство машина не пошла. Предпочтение отдали более простому и дешевому варианту модернизации.
Именно такие машины, ГАЗ 53-12, мы и видим сейчас на дорогах, дорестайлинговых сейчас практически не осталось. Изначально имелись отличия в окраске, у ГАЗ-53 облицовка радиатора, независимо от основного цвета кабины, окрашивалась в белый цвет, у ГАЗ-52 облицовка радиатора красилась в цвет кабины, но сейчас, после множества раз перекраски эта цветовая особенность утеряна.
Примечательно, что в кабине ранних ГАЗ-53А устанавливались часы, предположительно до 1973 года, после чего на их месте появилась обычная выштамповка. На ГАЗ-52 часы никогда не ставились.
Благодаря заложенному в конструкцию запасу прочности, ГАЗ-53 в глубинке еще до сих пор используются, в основном в качестве фургонов, но есть и бортовые, а у коммунальных служб, водоканалов они до сих пор работают в качестве техничек, «летучек» и прочего технологического транспорта.
А вот ГАЗ-52 ныне – большая редкость, хоть и выпущено их было боле миллиона экземпляров. В 90-х эта машина не была востребована на вторичном рынке в отличии от более мощного и грузоподъемного ГАЗ-53, и большая часть «младших братьев» закончила свой век на задворках автобаз, стоянок, и отправилась в металлолом.