Теория и практика
Всем нам известно, что при нагревании воздух расширяется, при остывании – занимает меньший объем. Для того чтобы определить, какое давление должно быть в шинах мотоцикла, необходимо четко определить, как будет использоваться транспортное средство. Две одинаковые шины, после активной езды могут показать различное давление, что связано с прогревом воздуха. Торможение, температура асфальта, динамическое трение поверхности покрышки разогревает по-разному переднее и заднее колесо.
Чтобы определить, какое давление в шинах мотоцикла необходимо для эффективной и безопасной езды, можно воспользоваться следующими правилами:
- Используйте документацию и технические мануалы, которым комплектуется ваш мотоцикл. Каждый производитель для проведения сертификации проводит комплексную оценку характеристик своего транспортного средства по итогам испытаний и заключений. В результате чего в техническом паспорте или мануале, ставится отметка о рекомендуемом давлении в шинах переднего и заднего колеса.
- Если подойти сзади к мотоциклу, на плече маятника должна стоять отметка о рекомендации по давлению колес. Таблица давления в шинах мотоциклов приведена ниже:
- Произвести самостоятельно оценку качества езды при разном давлении и определить лучший показатель.
| по англ./японски – переднее колесо | 120 / 60 R17 | 2.0 |
| по англ./японски – заднее колесо | 180 / 55 R17 | 2.9 |
[sc:ads_top]
Давление в шинах мотоцикла Минск может не совпадать с давлением в спортивных или кроссовых байках. Например, средний показатель для мотоциклов весом до 150 кг (без пилота), должен составлять: 2-2,2 Атм в переднем колесе, 2,4-2,6 в заднем.
Если вы нагрузите ваш рабочий мотоцикл, будете двигаться с пассажиром – тогда давление может быть повышено до 2,6-2,9 Атм. В среднем, поправка на пассажира должна быть около 0,2 Атм. И наоборот, давление в шинах кроссового мотоцикла должно понижаться при выезде на трассу перед активной ездой.
Правильно установленное давление не только уменьшит расход топлива, продлит их срок эксплуатации, но и резко повысит управляемость мотоциклом на больших скоростях, при поворотах или обгонах.
Резина на мотоцикл
Современная резина на мотоцикл для спицованных колес имеет индивидуальные типоразмеры (маркировка: ширина мотопрофиля в миллиметрах, высота мотопрофиля в % от ширины, диаметр посадки в дюймах). Покрышки на мотоцикл могут быть камерные и без камеры.
Мотошина Важно!
Мотошины спереди и сзади могут иметь различный радиус.
От того, какая применяется резина на мото, зависит как эстетичность, так и стиль езды, безопасность. Если шины «лысые», то о стремительном наборе скорости говорить не приходится. Если же шины мото новые и выбраны по сезону, то передвигаться на мотоцикле будет удобно и безопасно.
Многие подбирают резину, руководствуясь протекторным рисунком, но имеются и прочие параметры — хорошие мотошины должны соответствовать множеству критериев выбора. Первостепенно, собираясь приобрести шины на байк, необходимо определиться с типоразмером. Узнать размер можно в инструкции к транспортному средству.
Также мотошины должны подходить по типу мотоцикла.
Если он спортивный, то и шины выбираются спорт-типа. Если предназначается для городских дорог, то и мотошины купить надо для города.
Протектор
Важно!
Для каждого типа мотоцикла разработан свой протектор, который запрещено менять. Перед тем как приобретать шины, надо убедиться, что резина подходит идеально.
Недостаточное давление в шинах
В зависимости от степени понижения давления могут наблюдаться «плавание» мотоцикла, раскачивание, уменьшение динамики. Самый опасный эффект – прыжки на задней прослабленной покрышке, в результате чего можно полностью потерять контроль над машиной. Износ резины резко увеличивается, скорость – уменьшается.
Кроссовые мотоциклы могут использовать эти эффекты для получения дополнительного источника экстрима или при выполнении различных трюков или при езде по бездорожью, однако, пониженное давление в шинах мотоцикла honda спортивного класса или других производителей, может привести к печальным последствиям, среди которых разрыв покрышки, заносы, вильная вибрация корпуса.
Почему важно правильно подбирать колеса для мотоцикла
Эндуро
Резина на кроссовый мотоцикл или на любой другой должна подбираться правильно — от этого зависит аварийность на дорожном полотне и долговечность байка.
Первое при подборе — типоразмер. Его узнать довольно просто: смотрят на истертую или деформированную мотошину и приобретают такую же, или смотрят инструкцию к транспортному средству, или находят на мотоцикле спецнаклейку (обычно на раме сзади, на маятнике или же под седлом). Когда размер понятен, важно знать, какая модель мотоцикла эксплуатируется:
- спортивный;
- дорожник;
- эндуро.
Вам это будет интересно О зимних и летних шинах для Рено
Это имеет важнейшее значение при подборе резины.
Важно!
Мотошины, неверно выбранные под тип транспортного средства, могут испортить все ощущения от эксплуатации. Еще они влияют на безопасность. Для каждой модели свой протекторный рисунок, который влияет на проходимость, сцепление с дорожным полотном, расход бензина и шум при движении.
Резина мото, как и для авто — важнейший элемент, оказывающий влияние почти на все эксплуатационные качества, такие как:
- тормозной путь;
- управляемость;
- грузоподъемность;
- максимальный скоростной режим;
- комфорт.
В отличие от авто, пятно контакта шины с дорожным полотном у мотошины значительно меньше.
Этот контакт и является основой безопасности при управлении транспортным средством. Поэтому к подбору мотопокрышки надо относиться очень внимательно. Также стоит уделять внимание балансировке мотоциклетных колес.
Практические рекомендации
Чтобы быстро выставить давление в шинах, стоит воспользоваться правилом – давление в задней покрышке не должно превышать показатель в 2,1-2,2 Атм. Накачайте в холодном состоянии 2 Атм, затем проедьтесь 10-15 минут в обычном для вас режиме по дороге. Затем, замерьте давление, если оно превышает 2,2 Атм – спустите его, если нет – подкачайте. В результате такой пошаговой процедуры, можно добиться оптимального давления.
[sc:ads3]
Распространенной ошибкой у неопытных байкеров становится перекачка покрышки из-за того, что при начале движения пилот чувствует дискомфорт и избыток сцепления покрышки. Если все сделать правильно, то дискомфорт после прогрева воздуха в покрышке должен уйти. Не стоит также рассчитывать на показатели манометров, порой, недорогие устройства сбиваются, в них попадает мусор. В сущности, на некоторых манометрах погрешность может достигать до 0,5-0,8 Атм, что очень много.
Помимо степени подкачки шин, важно обращать внимание на другие характеристики колес.
| Индекс скорости | Максимальная скорость, км/ч |
| A | 40 |
| B | 50 |
| C | 60 |
| D | 65 |
| E | 70 |
| F | 80 |
| G | 90 |
| J | 100 |
| K | 110 |
| L | 120 |
| M | 130 |
| N | 140 |
| P | 150 |
| Q | 160 |
| R | 170 |
| S | 180 |
| T | 190 |
| U | 200 |
| H | 210 |
| V | 240 |
| W | 270 |
| Y | 300 |
| VR | >210 |
| ZR | >240 |
| (W) | >270 |
| Z | >300 |
Например, правильное давление в шинах мотоцикла кавасаки должно соответствовать также и таблице индексов скорости шин. С целью сэкономить и по причине недостаточной осведомленности, владельцы мотоциклов могут устанавливать шин низкого индекса на мотоциклы, способные разогнаться до скорости 240-280 км/час, что категорически запрещено и может привести к трагическим последствиям.
[sc:ads5]
Шины для классических мотоциклов
Летняя и зимняя резина на мотоцикл классической модели всегда есть в продаже, но найти ее все сложнее. Лучше заказывать на заводе-производителе или поискать аналоги.
Классика — шипованная и подходит на оригинальные мотоциклы в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Смысл шипов — «вгрызаться» в лёд и удерживать транспорт вертикально. Классическую резину ставят обычно на модели Урал, Сузуки, СТИМ, Стелс. Классика всегда в моде. Шины купить в интернете или у дилера — не проблема.
Бескамерное колесо или Tubeless
Второе решение которое приходит на ум — это сделать колесо бескамерным, превратив покрышку в шину, по аналогии с автомобилем. Такое решение уже во всю используется в велоспорте. Используются специальные шины, обода и герметик, Отличное решение для катания в горной и не только местности. При проколе колеса иголкой от «колючего» растения, растущего на обочине, ничего страшного не происходит. Герметик моментально заполняет дыру и давление сохраняется. Но одно дело легкое колесо от велосипеда, и совсем другое «взрослое» колесо мотоцикла, которое изначально не делается для бескамерного применения и испытывает серьезные нагрузки под крутящим моментом спортивных двигателей хард эндуро.
На текущий момент единственным решением создания бескамерного колеса является продукция Tu-Bliss (Тюблис) фирмы NUE-Tech, которое по настоящему на 100% бескамерным то и не является. Основой решения является небольшая камера, которая накачивается высоким давлением до 8 атмосфер. Эта камера закрывается защитной «покрышкой» красного цвета для защиты самой себя от износа, проколов и ударов.
Таким образом, эта небольшая камера выполняет две функции. Она прижимает покрышку к ободу и защищает обод от пробоя. Для накачивания воздухом основной камеры внутри шины наружу сквозь «мини-камеру» выводится второй вентиль. Благодаря этой системе можно стравливать давление в любом диапазоне, вплоть до 0. Это позволяет ехать в любом режиме и условиях. Если необходимо проехать скользкий или сыпучий участок, вы травитесь до минимума, а если вас ждет твердый грунт, просто поднимаете давление в основной камере и мчите на максимальной скорости.
Это решение не защищает вас от проколов. Но в случае небольших проколов давление может травиться очень медленно и этим проколом можно пренебречь, а в других случаях возможен оперативный ремонт с помощью жгутов.
Встречаются отзывы владельцев, у которых при данном решении основная камера стравливает воздух в течении нескольких дней и требуется контроль давления при каждом выезде. Сложно сказать насколько это является нормой, в теории давление должно сохраняться длительное время при использовании новой покрышки.
Тюблис позволяет ездить даже на сверхнизком давлении
Преимущества тюблис:
- Возможность регулировать и стравливать давление вплоть до 0.
- При небольших проколах возможен оперативный ремонт без демонтажа и снятия колеса.
Недостатки Тюблис:
- Относительно высокая цена
- Возможет износ внутренней камеры.
- При пробое внутренней камеры вся система перестает работать должным образом.
- В теории существует невысокая вероятность повреждения покрышки, которые невозможно отремонтировать набором для ремонта.
- Требуется постоянный контроль давления в основной камере колеса, в случае если система негерметична.
По отзывам из социальных сетей, эндуристы катающиеся на спортивных хард эндуро мотоциклах в горах Кавказа активно переходят с муссов на тюблис.
Выводы
Для спортсменов эндуро и мотокросса использование классических воздушных камер — это высокий риск потери позиций и времени. В мотокроссе чаще всего используют муссы, поскольку условия эксплуатации плюс минус остаются неизменны и не требуется регулировка давления. Для эндуристов же не все так однозначно и требуется исходить из условий эксплуатации. Бывает, что проехать или подняться в скользкий подъем можно только стравив давление в колесе до самого минимума. И тут решение тюблис является единственно возможным вариантом, именно поэтому оно все больше набирает популярность, вытесняя муссы. Но это решение также не является идеальным и подходит больше для спортивного и ограниченного применения. А в случае износа защитной покрышки или повреждения основной камеры, необходимо быть готовым к замене поврежденных деталей
Для эндуристов любителей и обычного катания, особенно на дальние расстояние не все так идеально. Возможно, что решение с классической камерой хоть не так и надежно, но как минимум более простое и дешевое. Здесь как и всегда необходимо отталкиваться от условий эксплуатации.
Торможение
На дорогах общего пользования передний тормоз основной и как бы вы не боялись упасть в торможении через руль, при должном опыте он спасает вам жизнь. На песке про передний тормоз вообще забудьте! Привычка или страх, все равно — не трогайте передний тормоз! Кто догадается почему? Ну же, я верю в вас!
— Загружается передняя вилка? — подумал мой читатель.
Кто вспомнил об этом, может гордиться своими навыками мотоциклиста. Загрузка передней вилки на песке равносильна +1000 к вкапыванию колеса и в последствии к падению или заворачиванию колеса в стороны. Поэтому тормозить следует двигателем. Задний тормоз использовать можно, но в крайнем случае, потому что заднее колесо и без того озадачено тягой.
Идеальный вариант — торможение двигателем. В таком случае вы меняете скорость плавно и аккуратно. Минимум резких движений — ваш главный принцип в езде по песку.




