Антифризы. Синий, зеленый, красный. Выбор, отличия, особенности.
В преддверии летнего сезона многие будут менять охлаждающую жидкость двигателя. Много копьев сломано на этот счет, много мифов, много всякой туфты. Постараюсь коротенько пробежаться по основным моментам, если будут вопросы, то рад ответить.
Что такое антифриз?
Антифриз (от англ. anti и freez) дословно противоморозный или незамерзающий. Специальная техническая жидкость предназначенная для заливки в систему охлаждения. В стародавние времена для охлаждения движков использовали воду, и по понятным причинам это доставляло ряд неудобств как при отрицательных температурах (всю воду с системы приходилось сливать), так и при экстремально жарких (кипение и перегревы). Поэтому были разработаны специальные составы, которые обладают низкой температурой замерзания и высокой температурой кипения.
Из чего делают?
Основные компоненты состава — этиленгликоль, дистилированная вода (или из обычная под крана, кому как повезет), пакет присадок. Сам по себе этиленгликоль хорошая жижа, с температурой кипения 197,3 градуса и низким порогом замерзания. Одна проблема, очень он агрессивный, и в чистом виде разъест все патрубки и полости в автомобиле. Поэтому его бадяжат водой и добавляют специальные неорганические присадки (в основном силикаты, фосфаты), которые служат защитой для деталей и патрубков.
Какие бывают антифризы?
Тосолы (или ухудшенные G11)
Тосол бывает как синим, так и красным, все отличие в том, что температура замерзания у синего -40, а у красного по разным данным от -60 до -65. Красный в СССР использовался в районах Якутии и крайнего севера. В состав входят этиленгликоль, вода, силикаты, фосфаты, бораты и прочая дрянь в качестве присадок. Присадки оседают на элементах системы охлаждения в виде пленки, чем и защищают их от агрессивного этиленгликоля, но вместе с этим ухудшают теплоотдачу ввиду этой же самой пленки. Температура кипения составляет 110-115 градусов Цельсия. Нельзя применять для некоторых современных двигателей, у которых данные температуры являются рабочими. Срок службы порядка 2 лет, или меньше.
Зеленые антифризы (G11)
Почти ничем не отличается от тосола, за исключением состава присадок, здесь это в основном силикаты, а так же добавлен еще один органический компонент — карбоновая кислота, которая препятствует коррозии и локализует ее очаги. Образует на стенках и деталях более слабый налет, что способствует более лучшей теплоотдаче, в сравнении с тосолом. Благодаря неорганическим присадкам есть некая профилактика образования коррозии. Температура замерзания бывает разной, от -37 до -50 (в основном), температура кипения до +130 градусов. Срок службы порядка 2 лет.
Красные антифризы (G12)
Более совершенные антифризы, в состав которых так же входит этиленгликоль и вода, а так же присадки, которые основаны на карбоновой кислоте. не образует на стенках и деталях никакого налета, что существенно повышает теплоотдачу. Нет профилактики коррозии. Температура замерзания может достигать до -60, температура кипения до +150 градусов по Цельсию. Срок службы порядка 4-5 лет.
Есть так же гибридные антифризы G12+ и G12++. В них добавляется немного неорганических присадок (10-15%) силикатов. То есть такие антифризы берут лучшее от красного и от зеленого.
Фиолетовые антифризы (G13) так же бывают жёлтыми
Это по сути гибридные антифризы G12++, но их основой вместо этиленгликоля является пропиленгликоль. Не менее эффективное, но менее агрессивное вещество и менее ядовитое вещество.
Если у вас современный спортивный двигатель, или вы форсировали свой штатный мотор, то вряд ли стоит заливать туда тосол, ввиду низкой температуры кипения.
Многие ошибочно полагают, что разница только в химической формуле G11, G12 и так далее, а цвета лишь элемент маркетинга. На поверку оказалось что нет. Блоки двигателей, радиаторы и элементы систем охлаждения бывают разными, из разных металлов. Алюминий, латунь, медь. Так вот зеленые антифризы лучше подходят для алюминиевых блоков и радиаторов, так как лучше защищают алюминий от коррозии. Красные же антифризы лучше подходят в те автомобили, где в системе охлаждения преобладает медь и латунь.
Можно ли смешивать антифризы разных производителей?
Если у вас есть зеленый антифриз G11, допустим TCL, то его легко можно смешать с любым другим антифризом G11 другого бренда, например Ravenol. Сам класс G11, который предполагает под собой определенный хим состав разрешает это делать. Тоже самое и с красными антифризами G12 и с G13.
Единственная опасность нарваться на подделку. Допустим производитель заявляет G12, а на самом деле это G11 с красным красителем.
Можно ли смешивать разные антифризы?
Тосол и зеленый антифриз G11 можно смешивать, так как тосол по своему составу это G11, просто чуть хуже исполненный.
Теперь самое интересное, можно ли бадяжить G11 c G12. Присадки в этих антифризах разные, соответственно, если у вас высокотемпературный движок, который работает с G12 антифризом с лучшей теплоотдачей, то образование защитной пленки понизит общую теплоотдачу смеси, и возникнет риск перегрева. Опять же, если вы добавите в красный антифриз стакан зеленого, или наоборот в зеленый, стакан красного, то такая концентрация сильно ничего не поменяет. То есть не рекомендуется в красный антифриз добавлять много зеленого, и наоборот, ничего страшного если в зеленый антифриз будет добавлено приличное количество красного.
G13 стоит особняком. У него основное действующее вещество уже другое, и присадки гибридные (часть от G11 часть от G12). Поэтому данные антифризы необходимо смешивать только с такими же G13, можно другого бренда.
Вообще я думаю сейчас не проблема купить антифриз того же цвета что у тебя уже залит, неважно какого бренда.
Если вы даже после всего этого боитесь смешивать и не верите. Возьмите небольшой объем того и другого, смешайте, и для пущего спокойства нагрейте. Если осадков в результате смешения не выпадет, то можете смело смешивать.
Поддельные антифризы. Как вычислить?
В основу поддельных антифризов ложатся легкие спирты, которые в отличии от этиленгликоля и пропиленгликоля легко воспламеняются. У таких антифризов будет гарантированно низкая температура кипения порядка 85 — 90 градусов Цельсия, можно проверить взяв малый объем и нагрев на плитке. Если поднести открытый огонь к парам, то они воспламенятся. Это все говорит о том, что перед вами бадяга.
По итогу. Не нарывайтесь на подделки, покупайте в проверенных местах. Смешивать можно, но не всё. Заливать можно все, но не везде.
В чём разница антифризов для авто, кроме их цвета?
В наши дни полки автомагазинов переполнены техническими жидкостями разного цвета, и многим автомобилистам интересна разница между ними.
© shutterstock.com
Антифриз — охлаждающая жидкость, кипящая при температуре более 150 градусов Цельсия. Любая подобная жидкость имеет в своём составе разные присадки, рассказали специалисты издания Car.ru.
© shutterstock.com
Антифриз синего цвета — тосол, выдерживающий до −30 градусов холода, также есть тосол красного цвета, способный выдерживать температуру до −50 градусов. Однако такая жидкость уже устарела и подходит только старым автомобилям, выпущенным порядка двадцати-тридцати лет назад.
© shutterstock.com
Зелёная охлаждающая жидкость G11 не способна выдерживать высокой температуры, поэтому её нежелательно использовать на автомобилях с высоконагруженными двигателями. Такой антифриз создаёт плёнку на стенках патрубков двигателя и радиатора, защищая их от нагара и появления коррозии. Из-за такой оболочки жидкость менее эффективно защищает трубки от излишнего тепла.
© shutterstock.com
Антифриз G12 красного цвета хорошо защищает мотор от перегрева, однако карбоновая кислота и органические присадки в её составе не позволяют использовать такую жидкость в машинах с радиаторами из латуни и меди.
© shutterstock.com
Не так давно на полках магазинов появилась охлаждающая жидкость G13 фиолетового цвета. Большая часть присадок в её составе схожа с теми, что находятся в антифризе G12, однако вместо этиленгликоля используется пропиленгликоль. Стоимость такой жидкости намного выше остальных, поэтому она не часто пользуется спросом.
Чем отличаются антифризы разных цветов
Международными стандартами цвет антифриза не регламентируется. У производителей есть полное право окрашивать теплоноситель в тот оттенок, который им нравится, именно поэтому при выборе охлаждающей жидкости нежелательно её оттенок рассматривать как ключевой фактор. У отечественных и иностранных брендов цвета одинаковых по свойствам и характеристикам антифризов могут отличаться.
Зачем окрашивают охлаждающую жидкость?
Любой антифриз изготавливают на основе воды и этиленгликоля, поэтому он изначально бесцветный, только потом в состав вводят определённый краситель. С какой целью это делают?
Чтобы визуально различить охлаждающие жидкости по технологии изготовления и типу.
Чтобы легко понимать, к какому уровню относится тот или иной антифриз.
Чтобы мгновенно идентифицировать наличие протечек в контуре.
Краситель, придающий составу тот или иной оттенок, на его свойства не влияет.
В чём отличие разных по цвету охлаждающих жидкостей (ОЖ)?
Теплоносители как зарубежного, так и отечественного производства изготавливают разных цветов. Самые популярные составы:
Синие и зелёные. В такие оттенки окрашивают антифриз класса G11, изготовленный по стандартной технологии с использованием силикатов. Как основу для него берут этиленгликоль. Антиокислительные и антифрикционные свойства ОЖ придают силикаты. В составе также могут быть фосфаты, нитраты, нитриты, другие компоненты органического происхождения.
Теплоноситель формирует на поверхности рабочих узлов плотную защитную плёнку, которая минимизирует износ и силу трения, предотвращает окисление и коррозию. Свои основные свойства и эксплуатационные характеристики зелёные и синие антифризы сохраняют на протяжении 2–3 лет, затем их рекомендуют заменять. Информация о том, какой именно антифриз залит в систему, есть в технических документах, которые выдаёт производитель на автомобиль.
Красные. Этот оттенок получили ОЖ марки G12+ и G12. Их изготавливают по карбоксилатной технологии. В их составе отсутствуют механические примеси и силикаты, но есть так называемые ингибиторы, наделяющие жидкости антифрикционными, антиокислительными, антикоррозионными и защитными свойствами.
Кроме того, производители добавляют в антифриз карбоксилаты, повышающие эффективность состава. Антифризы красного цвета экологичные, уменьшают токсичность выхлопных газов, не оказывают разрушительное воздействие на резиновые и пластиковые уплотнители. Они гарантируют надёжную защиту всех узлов системы от отложений, продлевают их срок службы в несколько раз.
Уникальные многофункциональные присадки, взаимодействуя между собой, создают прочный защитный слой, который минимизирует трение и локальные очаги коррозии. Красные теплоносители обеспечивают хорошие смазывающие свойства. Они не пенятся, исключают образование кавитации, разрушительно воздействующей на помпу, другие узлы системы. Рабочий ресурс красных антифризов составляет 5 лет.
Малиновые или фиолетовые. Такой цвет у теплоносителей типа G12++. Их производят по биполярной технологии. Обеспечивают надёжную защиту от воздействий разного характера. Состав фиолетовых или малиновых антифризов считается самым щадящим. Он не оказывает разрушительного воздействия на алюминиевые детали, напротив, предотвращает их абразивный износ, поскольку включает в себя соединения кремния.
Срок службы теплоносителей малинового или фиолетового оттенка без потери основных эксплуатационных характеристик и свойств — не менее 10 лет. Жидкости универсальные, поэтому их можно смело сочетать с другими качественными аналогами.
Жёлтые или оранжевые. В такой оттенок окрашивают составы маркировки G13. Их основа — пропиленгликоль и вода. Теплоносители экологичные, абсолютно безопасные для окружающей среды и человека. Они полностью совместимы со всеми уплотнителями, имеют улучшенные антиокислительные, антикоррозийные, антифрикционные свойства.
Самым лучшим по составу и свойствам считают антифриз оранжевого или жёлтого цвета. Для легковых и грузовых автомобилей с современными бензиновыми, газовыми или дизельными двигателями — это отличное решение. Он отвечает всем действующим международным стандартам и имеет соответствующие допуски.
Оттенки синтетических антифризов
Синтетические охлаждающие жидкости представлены на рынке в широком ассортименте. Они подходят для всех без исключения двигателей — бензиновых, газовых, дизельных, с турбонаддувом, системой прямого впрыска и нейтрализации выхлопных газов. Их можно заливать в легковые и грузовые автомобили, кроссоверы и внедорожники, специализированную и мототехнику.
Синтетические теплоносители окрашивают в такие цвета:
Зелёный. У них неорганический состав. Их относят к категории EURO G11. В них добавлены качественные многокомпонентные присадки, существенно повышающие защитные свойства.
Синий. Антифризы подходят для транспортных средств отечественного автопрома, содержат высококачественные многофункциональные присадки, которые увеличивают ресурс работы узлов двигателей в 3–4 раза. Их относят к классу Universal G11.
Красный. Теплоносители марок G12, G12+ и G12++. Их изготавливают по карбоксилатной технологии из этиленгликоля и многофункциональных качественных присадок. Они подходят для транспортных средств с двигателями, укомплектованными блоком цилиндра из алюминиевого сплава. Не включают в свой состав силикаты. Благодаря высокому содержанию карбоксилатных кислот отличаются повышенной эффективностью и сбалансированностью.
Фиолетовый. Антифризы Multifreeze изготавливают на основе ингибиторов нового поколения, предотвращающих коррозию и окисление. Состав у фиолетовых охлаждающих жидкостей универсальный, поэтому они подходят для всех без исключения марок и моделей автомобилей. Помимо присадок, в антифриз добавляют люминесцентный маркер, позволяющий быстро определять утечки из системы.
У теплоносителей определённого цвета разный состав и срок службы. Между собой они также отличаются эффективностью и уровнем защиты от коррозии.
Можно ли и как смешивать разные по цвету теплоносители?
Опытные автомастера не рекомендуют смешивать две разные ОЖ, но бывают случаи, что у водителя просто нет другого выхода. Чтобы не навредить системе охлаждения и мотору в целом, нужно точно знать, какие из антифризов совместимы между собой.
Обращайте внимание на технологию производства теплоносителя. Если вы всё время использовали антифриз, изготовленный по карбоксильной технологии, смешивать его с аналогами, в основу которых положена лобридная или традиционная технология, запрещено, поскольку у них в составе разные присадки, которые действуют совершенно по-разному. Они абсолютно несовместимы, могут непредсказуемо взаимодействовать. Каких оттенков антифризы можно смешивать, прописывает автопроизводитель в сервисных документах.
Если залить в контур несовместимые составы, гарантированно появятся проблемы с системой охлаждения. Последствия смешивания несовместимых охлаждающих жидкостей:
образование локальных очагов коррозии по причине чрезмерно низкого защитного действия полученного состава;
выход из строя и преждевременный износ подшипников помпы;
закупоривание радиаторных сот;
заклинивание в закрытом или открытом состоянии термостата.
Если смешать составы плохого качества между собой, у полученной смеси существенно снижается температура кипения, повышается вязкость, полностью или частично пропадут антикоррозийные свойства. В результате теплоотдача значительно ухудшится, на узлах системы со временем появится налёт и отложения. Антифриз начнёт замерзать даже в незначительный мороз.
Перед тем как долить в контур антифриз, уточните в сервисном центре, какого оттенка он должен быть, в противном случае проблем с мотором в ближайшем будущем не избежать.
Качественные антифризы можно найти в магазине «Колёса Даром». Если есть сложности или вопросы по подбору, вы всегда можете проконсультироваться с нашими специалистами.
Все об антифризе: как выбрать, когда менять, от чего зависит цвет
Антифриз — это охлаждающая жидкость, без которой невозможно нормальное функционирование автомобиля. Он состоит из двухатомного спирта — этиленгликоля (также может использоваться пропиленгликоль или глицерин). воды и антикоррозийных присадок. Благодаря своему составу антифризы не замерзают при низких температурах, чем намного более эффективны обычной воды, которая использовалась в радиаторах в давние времена.
Помимо того, что она могла замерзнуть в холодную погоду при неработающем двигателе, она также способствовала образованию коррозии и накипи на деталях. В результате, водителю приходилось постоянно сливать и наливать воду в машину, что было неудобно. Впрочем, решением это проблемы ученые занялись еще в начале прошлого века, и первые антифризы на основе глицерина появились в 1920-х.
Зачем нужен антифриз
Главная функция антифриза — охлаждение двигателя. Принцип действия достаточно прост: жидкость циркулирует по системам благодаря особому насосу и охлаждает мотор, а также поддерживает его оптимальную температуру. Однако это не единственная функция антифриза. Также химическая жидкость защищает систему охлаждения от замерзания, коррозии и накипи. Кроме этого, антифриз предохраняет резиновые шланги, уплотнители и пластмассовые детали системы от высыхания и растрескивания. Таким образом, антифриз позволяет мотору работать бесперебойно при низких температурах окружающего воздуха.
Нужно ли менять антифриз
Практически любой, даже начинающий автомобилист знает, что необходимо регулярно менять в машине моторное масло. Однако с антифризом ситуация диаметрально противоположная. Многие водители до сих пор уверены, что замена охлаждающей жидкости — это абсолютно необязательная процедура обслуживания автомобиля. Это заблуждение может привезти к серьезным поломкам не только двигателя, но и других важных деталей и узлов машины.
Дело в том, что со временем могут теряться свойства присадок, которые входят в состав антифриза. В результате, уменьшаются антикоррозийные и защитные свойства жидкости, а на стенках и в каналах системы охлаждения появляются коррозийные отложения. Кусочки ржавчины могут забить радиатор или повредить термостат. Итогом этого станет перегрев двигателя, что негативно скажется на его мощности и топливной экономичности, а в будущем может закончиться и вовсе поломкой мотора.
Когда нужно менять антифриз
Чаще всего производитель сам указывает срок эксплуатации своих технических жидкостей. Просмотреть их можно в интернете или на самой емкости с антифризом. Обычно срок службы охлаждающей жидкости составляет два года. Также бывают антифризы так называемого длительного действия, которые прослужат около четырех лет.
Однако следует помнить, что если машине приходится ездить в тяжелых условиях, например, по бездорожью или в частых пробках, нагрузка на двигатель возрастает многократно, поэтому замену технической жидкости придется производить раньше указанных сроков. Так что никогда не будет лишним заглянуть в расширительный бачок и проверить антифриз. Если уровень жидкости находится ниже минимальной отметки, необходимо произвести ее замену. То же самое следует сделать, если антифриз изменил свой цвет или в нем стали заметны коррозийные осадки.
Какие виды бывают
На данный момент на рынке предлагают разные типы антифризов. Они отличаются по своему составу и цвету. Условно их можно разделить на четыре группы:
1. Неорганические (традиционные)
Такой антифриз в качестве ингибиторов коррозии содержит неорганические вещества: силикаты, фосфаты, бораты, нитриты, амины, нитраты и их комбинации. Например, к этой группе антифризов относится применяемый еще в СССР тосол и его различные модификации. Один из минусов таких жидкостей — небольшой срок службы (около двух лет). Кроме этого, в процессе работы они образуют на всех металлических деталях двигателя оксидную пленку, которая защищает от коррозии, однако одновременно ухудшает теплоотвод. Для старых моторов это не было проблемой, а вот на новых двигателях с высокой степенью форсировки наверняка приведет к перегреву.
2. Органические (карбоксилатные)
Карбоксилатные антифризы обозначаются маркировкой G12 или G12+. Основу присадок у этих жидкостей составляют органические кислоты, которые в отличие от неорганических не образуют накипи и налета. В первую очередь, карбоксилатные антифризы подходят для современных алюминиевых двигателей.
При использовании жидкости в патрубках не образуется пленки, благодаря чему значительно увеличивается теплоотвод, Кроме этого, он не осыпается спустя какое-то время и не забивает систему охлаждения. Срок службы охлаждающей жидкости — около 5 лет. Карбоксилатные антифризы эффективно защищают металлы от коррозии и кавитации и, таким образом, обеспечивают оптимальное охлаждение двигателя.
3. Гибридные
Как не сложно догадаться по названию, гибридный антифриз (G11) содержит в себе как органические, так и неорганические кислоты. В результате, жидкость обеспечивает комбинированную защиту, но и содержит отрицательные свойства двух предыдущих видов (например, эффективность охлаждения). В среднем, срок службы гибридных антифризов составляет три года.
4. Лобридные
Лобридные антифризы (G12++ и G13) также относятся к смешанным типам охлаждающей жидкости. Они содержат органичную основу и минеральные ингибиторы. Такой состав образует очень тонкую пленку, а часть присадок действует точечно — только там, где коррозия начала появляться. Неудивительно, что такие антифризы стоят дороже всего. Высокая стоимость обуславливается сложностью производства. Лобридные антифризы рассчитаны на современные моторы.
Цвета антифриза
Также антифризы отличаются своими цветами. В продаже можно встретить синюю, красную, зеленую и даже фиолетовую жидкость. Однако важно понимать, что цвет антифриза не говорит о его составе или качестве. Красным, зеленым или синим его делают красители, которые добавляют в жидкость. При этом каких-то строгих правил здесь нет: каждая компания самостоятельно принимает решение, какой цвет применять для конкретного антифриза. Например, согласно классификации, принятой концерном VAG, гибридная жидкость окрашивается в зеленый цвет, органическая — в красный, а фиолетовой цвет используется для лобридных антифризов.
Можно ли смешивать
Смешивать разные по свойствам охлаждающие жидкости (следует помнить, что они могут быть одинакового цвета) не рекомендуется. В противном случае это может привести к образованию нерастворимого осадка. Это может обернуться ухудшением теплообмена и перегревом двигателя. Среди других негативных последствий: размягчение резиновых деталей, а также ухудшение антикоррозийных свойств и появление очагов ржавчины внутри контура системы охлаждения.
Чтобы этого не случилось, рекомендуют заливать в автомобиль антифриз, допущенный к эксплуатации непосредственно производителем самой машины. Необходимую информацию можно узнать в интернете или в сервисном центре. Чтобы не ошибиться, можно, например, купить охлаждающую жидкость, которая выпускается под брендом самого автопроизводителя.
Куда заливать антифриз
У большинства автомобилей антифриз заливается через расширительный бачок. Перед этим процессом нелишним будет прочитать инструкцию по эксплуатации машины. Не стоит лить слишком быстро и много — это грозит образованием воздушной пробки. После этого следует завести двигатель и дать ему поработать около 10 минут. При этом нужно следить за состоянием антифриза. При необходимости нужно долить его до конечной отметки. Стоит помнить, что охлаждающая жидкость ядовита — в случае попадания ее на кожу, необходимо сразу промыть это место чистой водой.