Как выбрать велосипед для кросс-кантри. Полный гайд
Велосипед для кросс-кантри – какой он должен быть?
Такой велосипед рассчитан на катание по различному бездорожью, причём на быстрое катание – настолько быстрое, насколько возможно. Он должен подходить для преодоления подъёмов и спусков, но при этом и для езды по равнине, и для катания по техничным узким трассам.
Велосипеды для кросс-кантри – это, как правило, самые лёгкие горные велосипеды, которые можно купить за определённую сумму денег. Часто их рамы изготовлены из карбона, но широко распространены и более бюджетные алюминиевые версии.
Ход подвески кросс-кантрийных байков меньше, чем у моделей для трейлрайдинга и эндуро, поэтому они хуже подходят для крутых техничных спусков. Тем не менее, при должных навыках (например, в случае с профессиональными райдерами) на таком велосипеде можно кататься вполне агрессивно.
Хотя кросс-кантрийные велосипеды предназначены, в первую очередь, для соответствующих гонок, они неплохо себя чувствуют на не слишком крутых трейлах или просто во время путешествий по холмистой местности – там их универсальность также может вам помочь.
А что насчёт даункантри?
Прежде чем продолжать, нужно, пожалуй, коснуться и велосипедов для «даункантри».
«Даункантри» – новый термин, который относится к велосипедам, представляющим переходный этап между гоночными аппаратами для кросс-кантри и более длинноходными трейловыми байками.
Ход подвески на таком велосипеде немного больше, чем на кросс-кантрийном – обычно это 120-130мм спереди и 110-115мм сзади.
Если говорить о геометрии, она здесь больше подходит для спусков, нежели для эффективного педалирования. Достаточно посмотреть на более острый угол рулевого стакана, более длинный передний треугольник и колёсную базу.
Подбор компонентов также рассчитан на спуски – здесь мы видим мощные тормоза, более толстые покрышки и регулируемые подседельные штыри (дропперы).
Можно сказать, что такие велосипеды подходят тем, кому нужен быстрый и универсальный байк для разных типов рельефа. Если вы считаете, что вам нужно именно это, можете посмотреть наш материал о выборе велосипедов для «даункантри».
Хардтейлы и двухподвесы для кросс-кантри
Выбирая велосипед для кросс-кантри, в первую очередь нужно решить, хотите вы хардтейл или двухподвес.
Напомним, что на хардтейле амортизация будет только спереди, а на двухподвесе – и спереди, и сзади.
Сразу отметим, что и у тех, и у других есть свои преимущества и недостатки – на них и нужно ориентироваться, выбирая велосипед.
Хардтейлы для кросс-кантри
При том же наборе компонентов хардтейл практически всегда будет легче. Соответственно, если вы живёте в холмистой местности, или для вас по каким-то причинам очень важно поведение велосипеда на подъёмах, возможно, хардтейл будет лучшим выбором.
Благодаря наличию только амортизационной вилки хардтейл чисто конструктивно проще, следовательно, его легче и дешевле обслуживать и ремонтировать.
И, наконец, за те же деньги на хардтейле вы зачастую увидите лучший подбор компонентов – а это значит, что в будущем вам, вероятно, придётся меньше их менять.
Двухподвесы для кросс-кантри
Да, хардтейлы легче, доступнее и проще в обслуживании, но всё же, когда речь идёт о спусках, двухподвес всегда будет впереди.
Кроме того, двухподвес обеспечит больший комфорт, что особенно важно во время долгих поездок или гонок.
Часто двухподвесный велосипед позволит вам эффективнее крутить педали по неровностям, поскольку задняя подвеска будет дополнительно эти неровности поглощать.
Как мы уже упоминали, зачастую двухподвесы тяжелее хардтейлов. Впрочем, за последние годы эта разница в весе существенно сократилась, и в случае с дорогими аппаратами составляет 1-2 килограмма.
Для многих эта небольшая разница в весе вполне оправдана, учитывая преимущества на спусках, лучший комфорт и возможность более эффективного педалирования по неровностям.
Что важно при выборе велосипеда для кросс-кантри
Когда вы определились, что вам нужно – хардтейл или двухподвес, приходит время посмотреть и на другие вещи. На какие – читайте дальше.
Геометрия
Углы рамы на велосипедах для кросс-кантри обычно тупее, чем на моделях для трейлрайдинга или эндуро. Причина – в том, что более резкое и точное управление в этом случае помогает райдеру на узких извилистых тропах, или же в контактной борьбе, которая случается на гонках.
Тем не менее, не стоит забывать, что современные гонки кросс-кантри проходят по куда более сложным трассам, чем раньше – там есть и техничные спуски, и затяжные подъёмы. И геометрия велосипедов должна наилучшим образом для всего этого подходить.
Merida Big.Nine 600
В связи с этим длину переднего треугольника и углы рулевой в 67 градусов, которые раньше можно было видеть только на велосипедах для трейлрайдинга, сегодня вполне можно встретить на моделях для кросс-кантри.
Также там можно видеть и более крутые углы подседельной трубы в 74 или 75 градусов – такой угол позволяет райдеру держать таз прямо над кареткой и крутить педали более эффективно.
Хорошими примерами кросс-кантрийных байков с современной геометрией могут служить, например, Specialized Epic или BMC Twostroke.
Материал рамы
В целом, здесь есть два материала, из которых можно выбирать: это углеволокно (карбон) и алюминий.
Если говорить о профессиональных гонках, то там все поголовно используют карбон; он легче, и рамы из него можно сделать жёстче – это самый оптимальный вариант, когда вам просто нужно ездить как можно быстрее, а сколько стоит велосипед – не важно.
Недостаток карбона, конечно, в том, что он дороже и в некоторых обстоятельствах более подвержен повреждениям.
Алюминий, соответственно, дешевле и, опять же, лучше противостоит ударам в некоторых ситуациях. Собственно, это идеальный вариант, если вы хотите сэкономить и при этом получить максимально долговечный велосипед. А некоторые из новых алюминиевых рам ещё и действительно лёгкие.
Рамы для кросс-кантри из титана и стальных сплавов тоже, конечно, существуют, но их, прямо скажем, не много.
Сколько весят велосипеды для кросс-кантри?
Для успеха в гонках кросс-кантри важно соотношение вашей силы и веса, поэтому райдеры, разумеется, стараются использовать самое лёгкое оборудование, которое может выдерживать требуемые нагрузки.
Если говорить о самых дорогих велосипедах, то можно найти хардтейлы весом менее 8кг, что, конечно, впечатляет, учитывая, на что эти велосипеды способны. Более бюджетные аппараты обычно весят от 9 до 11кг.
Если речь идёт о двухподвесах, то здесь топовые модели могут весить менее 10кг, а велосипеды подешевле – от 12 до 14.
Конечно, вес велосипеда имеет значение, особенно если вы профессиональный гонщик. Но всё же есть куда лучший и более бюджетный способ ездить быстрее, когда вы начинаете занятия кросс-кантри – это, конечно, тренировки.
Поэтому не пытайтесь с самого начала слишком гнаться за весом. У вас ещё будет время, чтобы начать считать эти граммы, равно как и потраченные на велосипед деньги по мере вашего прогресса.
Размер колёс
Если говорить о современных велосипедах, то почти на всех стоят 29-дюймовые колёса.
Они в мире кросс-кантри прижились не сразу, но сегодня считаются лучшим выбором для большинства райдеров благодаря тому, что лучше переезжают через препятствия и позволяют (хотя с этим уже можно поспорить) лучше сохранять скорость во время педалирования.
В некоторых случаях, например, для райдеров низкого роста, есть смысл собрать велосипед на колёсах размером 27,5 дюймов, и всё же для большинства людей 29-дюймовые колёса здесь подойдут лучше всего.
Если хотите больше почитать о размерах колёс, у нас есть руководство по выбору размера, где мы обсуждаем преимущества и недостатки 26-, 27,5- и 29-дюймовых колёс.
Покрышки
Выбор покрышек здесь – это обычно поиск компромисса между низким сопротивлением качению и сцеплением с поверхностью. На современных покрышках для кросс-кантри шипы обычно меньше, чем на резине для трейлрайдинга или эндуро.
Кроме того, боковые стенки покрышек для кросс-кантри часто делают тоньше для снижения веса, а иногда покрышки выполнены из более жёсткого материала, что обеспечивает меньшее сопротивление качению.
Не забывайте, однако, что более жёсткая резина обычно будет менее цепкой, а тонкие боковые стенки легче проколоть. Как мы уже говорили, здесь всегда будет некий компромисс.
Исторически покрышки для кросс-кантри были намного уже, чем для трейлрайдинга или эндуро, но по мере развития спорта их ширина увеличилась – теперь она обычно составляет от 2,2 до 2,4 дюймов.
А какой ход подвески нужен?
Если говорить о ходе подвески, сегодня он почти на всех велосипедах для кросс-кантри составляет 100мм как спереди, так и сзади.
Повторимся, на велосипедах для «даункантри» ход будет побольше – 110-115мм сзади и 120-130 спереди.
Тем не менее, помните и о том, что, допустим, у гоночной модели Scott Spark ход спереди и сзади составляет 120мм. Как мы уже говорили, велосипеды для кросс-кантри меняются с течением времени.
Надо сказать, ребята из компании Scott кое-что смыслят в создании кросс-кантрийных байков – предыдущая модель Spark была действительно очень популярна среди любителей гонок. В связи с этим интересно посмотреть, начнут ли другие производители тоже делать гоночные велосипеды с увеличенным ходом подвески.
Передачи
Как это уже было с велосипедами для трейлрайдинга, на байки для кросс-кантри теперь почти всегда ставят трансмиссии с одной ведущеё звездой. А доминируют здесь, как и раньше, компоненты от Shimano и SRAM.
У таких трансмиссий – единственная ведущая звезда (соответственно, передний переключатель здесь не нужен) и 11- или 12-скоростная кассета с широким диапазоном. Всё это обеспечивает райдеру достаточное число передаточных соотношений.
Те профессионалы, что посильнее, иногда используют ведущие звёзды на 38 зубьев. Впрочем, большинству райдеров на уровне любителей будет достаточно 32-34 зубьев.
Размеры звёзд в кассетах обычно составляют от 10-11 (у самой маленькой) до 51-52 зубьев (у самой большой).
Собственно, это действительно большой диапазон, который позволяет атаковать даже самые крутые подъёмы.
Тормоза
На велосипеды для кросс-кантри обычно ставят лёгкие дисковые тормоза. Они комплектуются маленькими дисками – большинство райдеров выбирают диаметр в 160мм спереди и сзади.
Некоторые гонщики потяжелее ставят вперёд 180-миллиметровые роторы, а самые лёгкие иногда используют сзади роторы диаметром 140мм. Но в целом, размер в 160мм встречается чаще всего.
Тормоза для кросс-кантри, конечно, не будут такими же мощными, как на велосипедах для эндуро, но для выполнения своих задач их вполне достаточно.
На некоторые бюджетные велосипеды ставят механические тормоза, но начиная от среднего ценового сегмента и выше вы увидите на кросс-кантрийных велосипедах именно гидравлические.
Регулируемые подседельные штыри (дропперы)
Регулируемый подседельный штырь позволяет вам опустить седло посредством нажатия кнопки или поворота рычажка манетки на руле. Это, разумеется, помогает на спусках, поскольку опущенное седло обеспечивает райдеру куда большую свободу движений.
Надо сказать, раньше дропперы не использовали в кросс-кантри, поскольку большинство райдеров находили их слишком тяжёлыми и ненадёжными. Однако, и сам спорт, и технологии шагнули вперёд – тогда регулируемые штыри стали популярнее, и сейчас их используют многие профессиональные гонщики.
Эти штыри часто стоят не дёшево, но если вы готовы потратиться, они могут сослужить вам очень хорошую службу при достаточно малом лишнем весе (400-500г).
Заметим, что для многих райдеров регулируемый подседельный штырь может существенно улучшить поведение велосипеда на спусках. И потому это одно из самых разумных приобретений, которые можно сделать.
Что такое кросс-кантри
Многим из тех, кто всей душой любит велоспорт, однажды начинает надоедать просто катать по городу, улицам и паркам. И тогда наступает время усовершенствовать свои навыки и с головой уйти в новое увлечение – экстремальное катание. Среди необычных стилей езды особое место занимает кросс-кантри. Именно с этого вида спорта начинали многие вело-экстремалы. Что же такое кросс-кантри, чем он отличается от других стилей, и как правильно тренироваться?
В переводе с английского дословно cross country означает «пересеченная местность». Соответствующее название имеют и велосипеды, предназначенные для этой экстремальной дисциплины, которая может стать хорошей базой для тех, кто только осваивает горный велосипед. Этот вид спорта представлен на Олимпийских играх (с 1996 года), поэтому сегодня он весьма популярен среди современных фанатов вело-экстрима.
Стиль езды кросс-кантри
ХС (сокращенное и немного переиначенное от cross country) – это езда по максимально пересеченной местности, которая может включать, как естественные, так и искусственные препятствия:
- крутые спуски
- затяжные подъемы
- песок
- неровности
- камни
- бревна
- грязь
- небольшие холмы
- корни
- выбоины
Обладатель горного байка из небольшого райцентра, конечно, может возразить, что такое кросс-кантри возможно и на улицах его города, особенно когда наступает осень и дожди. На самом деле, трассы для тренировок в этой дисциплине составляют около шести-семи километров, и пройти даже небольшой участок по такому бездорожью совсем не просто, так как мало-мальски неверное или неудачное движение может привести к падению. Именно поэтому вам понадобятся не только сильные ноги и «закаленная» сердечнососудистая система, но крепкие нервы, быстрая реакция и острый ум. Такая езда отлично развивает выносливость, оттачивает рефлексы в управлении горным велосипедом, предназначенным для кросс-кантри.
Первые соревнования по кросс-кантри прошли в 1976 году в США. Стоит отметить, что XC – не просто расслабленная езда по пересеченной местности (хотя, конечно, никто не запретит вам кататься в этом стиле для своего удовольствия), это стрессовая гонка, соревнование на скорость или на количество пройденных кругов.
Соревнования по кросс-кантри бывают трех видов:
- марафон (более легкая, но длинная трасса, по времени от 6 до 12 часов)
- классическая трасса (длиной 5-9 км, примерно два часа езды)
- кольцевой шорт-трек (до пяти километров, 6-10 кругов)
Состязания проводятся в разные времена года, благодаря чему участники имеют возможность «прокачать» свои навыки на самых разных рельефах. Тренировки можно проводить в парках, лестной местности, и везде, где есть бездорожье, а также на «официальных», заранее проложенных трассах. Кроме того, профессиональные кросс-кантрийщики, чтобы иметь хорошую физическую форму, дополнительно занимаются аэробными видами спорта, например, бегом, лыжами, плаванием, а также силовыми нагрузками, ведь часто на подъемах им приходится ехать стоя.
Предпочтительно, если велосипед для кросс-кантри будет с прочной алюминиевой (или карбоновой), в общем, легкой рамой. Чтобы нивелировать весь дискомфорт при езде по камням и ухабам, вилка на байке должна быть качественной, амортизационной. Покрышки должны быть не очень широкими, но прочными, легкими и с грубым протектором. Многие предпочитают для хорошего XC двухподвесы и обязательно контактные педали. И, конечно же, кросс-кантри – это стиль езды, требующий надежной защиты, особенно наличия шлема. Регулярная проверка технического состояния велосипеда – также важная часть этого вида спорта.
Выбираем вел для кросс-кантри
Многим из тех, кто всей душой любит велоспорт, однажды начинает надоедать просто катать по городу, улицам и паркам. И тогда наступает время усовершенствовать свои навыки и с головой уйти в новое увлечение – экстремальное катание. Среди необычных стилей езды особое место занимает кросс-кантри. Именно с этого вида спорта начинали многие вело-экстремалы. Что же такое кросс-кантри, чем он отличается от других стилей, и как правильно тренироваться?
В переводе с английского дословно cross country означает «пересеченная местность». Соответствующее название имеют и велосипеды, предназначенные для этой экстремальной дисциплины, которая может стать хорошей базой для тех, кто только осваивает горный велосипед. Этот вид спорта представлен на Олимпийских играх (с 1996 года), поэтому сегодня он весьма популярен среди современных фанатов вело-экстрима.
Стиль езды кросс-кантри
ХС (сокращенное и немного переиначенное от cross country) – это езда по максимально пересеченной местности, которая может включать, как естественные, так и искусственные препятствия:
- крутые спуски
- затяжные подъемы
- песок
- неровности
- камни
- бревна
- грязь
- небольшие холмы
- корни
- выбоины
Обладатель горного байка из небольшого райцентра, конечно, может возразить, что такое кросс-кантри возможно и на улицах его города, особенно когда наступает осень и дожди. На самом деле, трассы для тренировок в этой дисциплине составляют около шести-семи километров, и пройти даже небольшой участок по такому бездорожью совсем не просто, так как мало-мальски неверное или неудачное движение может привести к падению.
Именно поэтому вам понадобятся не только сильные ноги и «закаленная» сердечнососудистая система, но крепкие нервы, быстрая реакция и острый ум. Такая езда отлично развивает выносливость, оттачивает рефлексы в управлении горным велосипедом, предназначенным для кросс-кантри.
Соревнования по кросс-кантри бывают трех видов:
- марафон (более легкая, но длинная трасса, по времени от 6 до 12 часов)
- классическая трасса (длиной 5-9 км, примерно два часа езды)
- кольцевой шорт-трек (до пяти километров, 6-10 кругов)
Состязания проводятся в разные времена года, благодаря чему участники имеют возможность «прокачать» свои навыки на самых разных рельефах. Тренировки можно проводить в парках, лестной местности, и везде, где есть бездорожье, а также на «официальных», заранее проложенных трассах. Кроме того, профессиональные кросс-кантрийщики, чтобы иметь хорошую физическую форму, дополнительно занимаются аэробными видами спорта, например, бегом, лыжами, плаванием, а также силовыми нагрузками, ведь часто на подъемах им приходится ехать стоя.
Предпочтительно, если велосипед для кросс-кантри будет с прочной алюминиевой (или карбоновой), в общем, легкой рамой. Чтобы нивелировать весь дискомфорт при езде по камням и ухабам, вилка на байке должна быть качественной, амортизационной.
Виды велосипедов кросс-кантри
Как уже было упомянуто выше, велосипед кросс делится на два вида:
- Хардтейл;
- Двухподвес.
Слово «хардтейл» переводится с английского как «жесткая задняя часть». Соответственно, такой горный велосипед кросс-кантри представляет собою конструкцию с передней вилкой амортизации и жесткой рамой в виде прямоугольного треугольника. Такой велик для кросс-кантри создаётся с целью уменьшения массы байка, так как не секрет, что он весит до 20 кг и выше.
Важно отметить, что хардтейлы не подходят для новичков. Они тяжёлые, сложные в управлении, требуют наличия хотя бы минимального опыта езды на горных велосипедах. Однако стоит этот тип велосипеда кросс-кантри дешевле, нежели двухподвес.
Современные велики для кросс-кантри типа двухподвес представляют собою ровер с двумя вилками амортизации: задней и передней. Зачастую передняя подвеска – это подвижная вилка, задняя – пружина или воздушно-масляный амортизатор. Такой велосипед кросс-кантри легок в управлении, лишен вибраций, а поэтому может стать прекрасным вариантом для новичков.
И первый, и второй тип велосипеда кросс-кантри имеет несколько скоростей и ручные тормоза. Кроме того, оба вида требуют особого ухода. Если хардтейлы более жесткие, и чаще всего у них придётся менять цепь, то country велосипед двухподвес со временем потребует замены задней подвески.
Требования к велосипеду для кросс-кантри
Для многих начинающих велолюбителей байк для кросс-кантри – это практически идеальная двухколесная машина с неведомым человеку оборудованием. На самом же деле для данного вида спорта используются самые обычные горные велосипеды с усиленной прочностью и облегченным весом. Чтобы быть уверенными в собственной безопасности во время участия в кросс-кантри, приобретать байк необходимо с соблюдением многих критериев.
В их числе:
рама. Для участия в гонках по бездорожью необходимо иметь байк с очень высокой прочностью. Основные нагрузки всегда приходятся на рамную конструкцию. Потому она должна быть максимально жесткой и, лучше всего, алюминиевой. Несмотря на надежность стальной рамы, для соревнований кросс-кантри она не подходит;
колеса. Минимальные требования – двойные ободья и качественные спицы, способные выдержать огромные нагрузки. Очень важно выбрать надежную резину с шириной не более двух дюймов. От этого зависит, сможет ли байк дойти до финиша;
амортизаторы. Данные комплектующие необходимы для более мягкого прохождения неровностей. Важную роль играет не количество, а качество амортизирующих механизмов;
контактные педали. Используются со специальной обувью, благодоря жесткой сцепки педали и подошвы, задеюствуются все необходимые группы мышц для достижения максимальной эффективности педалирования. Все профессиональные велогонщики пользуются именно такими педалями, что отличает их от любителей велоспорта.
Как выбрать велосипед для кросс-кантри?
Чтобы выбрать правильный тип велосипеда кросс-кантри, стоит ознакомиться с несколькими рекомендациями:
ТРЕЙЛ vs. КРОСС-КАНТРИ // В ЧЁМ РАЗНИЦА ВЕЛОСИПЕДОВ?
В этом видео поговорим об отличиях трейлового и кросс-кантрийного велосипедов. Поговорим об отличиях геометрии рам, посадки и остальных нюансах. Несмотря на внешнее сходство два типа велосипеда имеют немало отличий.
Основные различия состоят в угле наклона рулевого стакана, длине посадки, расположении кареточного узла. Ход вилки амортизатора на трейловом велосипеде обычно больше, и составляет 120-130 мм, против 100 у кросс-кантрийного велосипеда.
Колесо кросс-кантри велосипеда обычно более узкое, в то время как у трейл велосипеда стоят более широкие обода, рассчитанные на прыжки и мощные удары.