Гран При Франции: Трасса и статистика
Франция сыграла ключевую роль в истории мирового автоспорта, но национальный Гран При теряла уже несколько раз и после предстоящей гонки потеряет вновь.
Уход со своего поста президента Франсуа Миттерана лишил этап Формулы 1 в Маньи-Кур государственной поддержки, у промоутеров кончились деньги, а у Берни Экклстоуна – желание проводить этап на автодроме в глухой провинции. Формула 1 покинула Францию.
Поиск средств и места продолжался десять лет, рассматривались несколько интересных проектов, в том числе в парижском Диснейленде, но всякий раз это заканчивалось ничем. «Мы только и делаем, что ведём переговоры. Всё время уходит на обсуждение, а на деле ничего не происходит», — жаловался тогда Экклстоун.
В 1999-м Берни приобрёл автодром Поль Рикар в Ле-Кастелле, принимавший Гран При Франции до Маньи-Кура. После реконструкции там проходили этапы молодёжных серий и тесты Формулы 1. Несколько раз появлялись слухи о возвращении Гран При, но всерьёз вопрос встал после создания инициативной группы с поддержкой бывшего премьер-министра Франсуа Фийона. Важную роль сыграл гоночный директор McLaren Эрик Булье, ставший тогда посредником между организаторами и Экклстоуном – сейчас он является генеральным директором Гран При Франции.
В декабре 2016-го было объявлено, что Гран При Франции вернётся в календарь летом 2018 года. На реализацию проекта выделили 14 млн. евро, а за проведение гонки заплатили ещё 30 млн. – без государственных средств, но при поддержке регионального бюджета.
Особенности трассы
Построенная алкогольным магнатом Полем Рикаром недалеко от местечка Ле-Кастелле трасса на юге Франции несколько раз в своей истории считалась одной из самых современных. Конфигурация разрабатывалась при участии французских пилотов Анри Пескароло и Жана-Пьера Бельтуаза, автодром был построен за десять месяцев и открыт в апреле 1970 года. Уже в 1971-м здесь прошел Гран При Франции – и, чередуясь с другими трассами, проводился до 1990 года.
После смерти Рикара автодром приобрела принадлежащая Экклстоуну компания Excelis – скоро он стал одним из самых современных европейских тестовых полигонов, получив имя своего основателя.
High Tech Test Track (HTTT). 247 вариантов конфигурации – от 0,8 км до 5,86 км, участки с разным сцеплением и система искусственного полива позволяют имитировать практически любые условия, чем активно пользуются автопроизводители, команды и гонщики.
В этом сезоне Формула 1 проведёт 18-й Гран При в Поль Рикар – столько же раз Гран При Франции проходил в Маньи-Кур. За это время использовалось три варианта конфигурации: 5,810 км (1971-1985), 3,813 км (1986-1990) и 5,842 км (с 2018 года).
Трасса построена на плато и лишена рельефа. Текущая конфигурация включает 15 поворотов, один из самых любопытных – Signes – гонщики проезжают с полностью нажатой педалью газа и высокими боковыми перегрузками. Из-за длинных прямых и медленных поворотов настройки будут почти такими же, как в Баку, но с чуть большим уровнем прижимной силы.
В Поль Рикар регулярно меняют асфальт, по сравнению с другими трассами Формулы 1 здесь очень хорошее сцепление. Асфальт очень темного цвета и сильно нагревается на солнце, что при жаркой и безоблачной погоде, как в этот уик-энд, может сыграть свою роль.
Одна из узнаваемых особенностей – ярко окрашенные зоны вылета, заменяющие гравийные ловушки. Зона с синими полосками менее абразивная, чем с красными. Для создания необходимой абразивности в асфальт добавлен вольфрам.
Зон жёсткого торможения всего две – после каждой прямой с DRS, перед первым и восьмым поворотом, на остальной части трассы тормоза успевают остыть, так что проблемы с их охлаждением обычно не возникают.
Шарль Леклер: «Именно во Франции я впервые прошёл в финал квалификации в Формуле 1 – никогда этого не забуду. Трасса не вполне типичная, с огромными зонами безопасности. На свободных заездах можно искать пределы не рискуя, поскольку барьеры расположены далеко. Мне нравится пилотировать в Ле-Кастелле – с нетерпением жду возвращения».
Лучшие результаты сессий Гран При Франции 2021 года | ||||
Событие | Погода | Гонщик | Команда | Время |
Первая тренировка | Неб.облачность. Сухо | В.Боттас | Mercedes | 1:33.448 |
Вторая тренировка | Неб.облачность. Сухо | М.Ферстаппен | Red Bull | 1:32.872 |
Третья тренировка | Облачно. Сухо | М.Ферстаппен | Red Bull | 1:31.300 |
Квалификация | Облачно. Сухо | М.Ферстаппен | Red Bull | 1:29.990 |
Лучший круг в гонке | Облачно. Сухо | М.Ферстаппен | Red Bull | 1:36.404 |
Расписание уик-энда
За ходом всех сессий Формулы 1 вы можете следить на нашей странице прямых трансляций. Мы написали инструкцию о том, как смотреть видеотрансляции в прямом эфире.
Расписание Гран При Франции. Время московское | ||
День | Событие | Время |
22/07 | W Series. Тренировка | 11:40-12:10 |
22/07 | Формула 2. Тренировка | 12:35-13:20 |
22/07 | Формула 1. Презентация машин | 13:30-14:30 |
22/07 | Формула 1. Первая тренировка | 15:00-16:00 |
22/07 | Формула 1. Вторая тренировка | 18:00-19:00 |
22/07 | Формула 2. Квалификация | 19:30-20:00 |
22/07 | W Series. Квалификация | 20:25-20:55 |
23/07 | Формула 1. Третья тренировка | 14:00-15:00 |
23/07 | W Series. Гонка (30 минут + 1 круг) | 15:50-16:25 |
23/07 | Формула 1. Квалификация | 17:00-18:00 |
23/07 | Формула 2. Спринт (21 круг или 45 минут + 1 круг) | 18:55-19:45 |
24/07 | Формула 2. Гонка (30 кругов или 60 минут + 1 круг) | 11:00-12:05 |
24/07 | Формула 1. Парад пилотов | 14:00-14:30 |
24/07 | Формула 1. Гран При Франции (53 круга или 120 минут) | 16:00-18:00 |
Комплекты шин, выданные командам на уик-энд
Четвёртый раз в этом сезоне, после Саудовской Аравии, Имолы и Майами, в Pirelli привезут на этап «среднюю» тройку составов – С2, С3 и С4 с маркировкой Hard, Medium и Soft.
Один комплект самых мягких шин должен быть сохранен для финала квалификации – после неё тем, кто выезжал в финале, этот комплект нужно вернуть Pirelli.
По одному комплекту шин Medium и Hard должны быть сохранены для гонки – если она не объявлена дождевой, гонщики обязаны использовать хотя бы один из этих комплектов.
Достижения действующих гонщиков во Франции
Достижения действующих пилотов на Гран При Франции | |||||||||||
Гонщик | ГП | Очки | Круги | Лучший | поул | 1-й ряд | подиум | победа | |||
все | лидер | старт | финиш | ||||||||
Ф.Алонсо | 9 | 33 | 561 | 109 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | |
Л.Хэмилтон | 5 | 74 | 299 | 143 | 1 | 1 | 2 | 4 | 4 | 2 | |
С.Феттель | 4 | 23 | 229 | 3 | 5 | 1 | |||||
М.Ферстаппен | 3 | 56 | 159 | 10 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
В.Боттас | 3 | 36 | 159 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | |||
Д.Риккардо | 3 | 20 | 158 | 5 | 4 | ||||||
Ш.Леклер | 3 | 16 | 158 | 3 | 3 | 1 | |||||
С.Перес | 3 | 15 | 132 | 5 | 4 | 3 | 1 | ||||
К.Сайнс | 3 | 12 | 159 | 5 | 6 | ||||||
П.Гасли | 3 | 7 | 105 | 6 | 7 | ||||||
Л.Стролл | 3 | 1 | 153 | 17 | 10 | ||||||
Л.Норрис | 2 | 12 | 105 | 5 | 5 | ||||||
К.Магнуссен | 2 | 8 | 105 | 9 | 6 | ||||||
Д.Расселл | 2 | 103 | 14 | 12 | |||||||
Э.Окон | 2 | 104 | 11 | 14 | |||||||
Ю.Цунода | 1 | 52 | 20 | 13 | |||||||
А.Элбон | 1 | 52 | 11 | 15 | |||||||
Н.Латифи | 1 | 52 | 16 | 18 | |||||||
М.Шумахер | 1 | 52 | 15 | 19 | |||||||
Гуаньюй Чжоу в Гран При Франции не участвовал |
Пьер Гасли: «У автодрома в Ле-Кастелле свои особенности, в частности – широкие зоны безопасности, но трасса довольно сложная и техничная – там есть несколько уникальных поворотов, например – Beausset на финальном секторе – затяжной правый поворот, который затем уходит влево. Очевидно, что прежде всего нам предстоит найти подходящие настройки для этой необычной трассы».
Гран-при Франции Формулы-1
Гран-при Франции(фр. Grand Prix de France ) — один из этапов чемпионата Мира по автогонкам в классе Формула-1. В настоящее время проходит на автодроме Маньи-Кур. Включено в чемпионат мира Формулы-1 с первого сезона 1950 года. Первый Гран-при Франции был проведен 26 июня, 1906 года на трассе из дорог общего пользования возле Ле-Мана, и стал первым Гран-при в истории автоспорта.
Содержание
История
Автомобильные гонки во Франции имеют самую длинную историю в мире. Они начались уже в конце XIX века (1894 год — Париж-Руан, 1895 — Париж-Бордо-Париж), но это были не кольцевые гонки. В 1906 году прошла первая гонка, получившая статус национального Гран-при — IX Grand Prix de l´A.C.F. (9 ый Большой Приз Автомобильного клуба Франции) считается первым Гран-при Франции. Гонка проходила возле Ле-Мана, а каждый из 12 кругов был длиной более 103 километров.
Пятью годами позже, Автомобильный клуб Сарта организовал с разрешения АКФ (Автомобильного клуба Франции) гонки, носившие название Grand Prix de France. Эти состязания проходили с 1911 года независимо от гонок Grand Prix de l’ACF. Последние имели статус выше, ибо организовывались не региональным, а национальным автоклубом. В результате, до 1968 года французский этап, входящий в чемпионат мира Формулы-1 носил название Grand Prix de l’A.C.F., и только после передач прав на проведение этапа от АКФ к Французской федерации автомобильного спорта (FFSA), соревнования, входящие в зачет чемпионатов мира, получили название Grand Prix de France.
Гран-при Франции присутствовал во всех чемпионатах мира Формулы-1, за исключением сезона 1955 года, когда после гибели зрителей на гонке 24 часа Ле-Мана этап отменили под давлением общественности.
Победители Гран-при
Пилоты
Две и более победы в Гран-при Франции (входящих в зачет чемпионата Формулы-1)
- ↑ Хуан-Мануэль Фанхио выиграл Гран-при 1951 года, взяв автомобиль Луиджи Фаджиоли.
Команды
Жирным шрифтом выделены команды, участвующие в чемпионате Формулы-1 сезона 2007
Победы | Команда | Последняя победа |
---|---|---|
17 | Ferrari | 2008 |
8 | Williams | 2003 |
7 | Lotus | 1978 |
5 | McLaren | 2000 |
Renault | 2005 | |
4 | Brabham | 1985 |
По сезонам
Розовым цветом помечены Гран-при, не входящие в официальный зачет чемпионата Формулы-1, желтым — входящие в предвоенный Европейский чемпионат
Входящие в зачет чемпионата Формулы-1
Сезон | # | Пилот | Конструктор | Трасса | Отчет |
---|---|---|---|---|---|
2009 | Не проводился | ||||
2008 | 58 | Фелипе Масса | Ferrari | Маньи-Кур | Отчет |
2007 | 57 | Кими Райкконен | Ferrari | Маньи-Кур | Отчет |
2006 | 56 | Михаэль Шумахер | Ferrari | Маньи-Кур | Отчет |
2005 | 55 | Фернандо Алонсо | Renault | Маньи-Кур | Отчет |
2004 | 54 | Михаэль Шумахер | Ferrari | Маньи-Кур | Отчет |
2003 | 53 | Ральф Шумахер | Williams-BMW | Маньи-Кур | Отчет |
2002 | 52 | Михаэль Шумахер | Ferrari | Маньи-Кур | Отчет |
2001 | 51 | Михаэль Шумахер | Ferrari | Маньи-Кур | Отчет |
2000 | 50 | Дэвид Култхард | McLaren-Mercedes | Маньи-Кур | Отчет |
1999 | 49 | Хайнц-Харальд Френтцен | Jordan-Honda | Маньи-Кур | Отчет |
1998 | 48 | Михаэль Шумахер | Ferrari | Маньи-Кур | Отчет |
1997 | 47 | Михаэль Шумахер | Ferrari | Маньи-Кур | Отчет |
1996 | 46 | Дэймон Хилл | Williams-Renault | Маньи-Кур | Отчет |
1995 | 45 | Михаэль Шумахер | Benetton-Renault | Маньи-Кур | Отчет |
1994 | 44 | Михаэль Шумахер | Benetton-Маньи-Кур | Отчет | |
1993 | 43 | Ален Прост | Williams-Renault | Маньи-Кур | Отчет |
1992 | 42 | Найджел Мэнселл | Williams-Renault | Маньи-Кур | Отчет |
1991 | 41 | Найджел Мэнселл | Williams-Renault | Маньи-Кур | Отчет |
1990 | 40 | Ален Прост | Ferrari | Поль Рикар | Отчет |
1989 | 39 | Ален Прост | McLaren-Honda | Поль Рикар | Отчет |
1988 | 38 | Ален Прост | McLaren-Honda | Поль Рикар | Отчет |
1987 | 37 | Найджел Мэнселл | Williams-Honda | Поль Рикар | Отчет |
1986 | 36 | Найджел Мэнселл | Williams-Honda | Поль Рикар | Отчет |
1985 | 35 | Нельсон Пике | Brabham-BMW | Поль Рикар | Отчет |
1984 | 34 | Ники Лауда | McLaren-TAG | Дижон | Отчет |
1983 | 33 | Ален Прост | Renault | Поль Рикар | Отчет |
1982 | 32 | Рене Арну | Renault | Поль Рикар | Отчет |
1981 | 31 | Ален Прост | Renault | Дижон | Отчет |
1980 | 30 | Алан Джонс | Williams-Поль Рикар | Отчет | |
1979 | 29 | Жан-Пьер Жабуи | Renault | Дижон | Отчет |
1978 | 28 | Марио Андретти | Lotus-Поль Рикар | Отчет | |
1977 | 27 | Марио Андретти | Lotus-Дижон | Отчет | |
1976 | 26 | Джеймс Хант | McLaren-Поль Рикар | Отчет | |
1975 | 25 | Ники Лауда | Ferrari | Поль Рикар | Отчет |
1974 | 24 | Ронни Петерсон | Lotus-Дижон | Отчет | |
1973 | 23 | Ронни Петерсон | Lotus-Поль Рикар | Отчет | |
1972 | 22 | Джеки Стюарт | Tyrrell-Клермон-Ферран | Отчет | |
1971 | 21 | Джеки Стюарт | Tyrrell-Поль Рикар | Отчет | |
1970 | 20 | Йохен Риндт | Lotus-Клермон-Ферран | Отчет | |
1969 | 19 | Джеки Стюарт | Клермон-Ферран | Отчет | |
1968 | 18 | Жаки Икс | Ferrari | Руан | Отчет |
1967 | 17 | Джек Брэбэм | Brabham — Repco | Ле-Ман | Отчет |
1966 | 16 | Джек Брэбэм | Brabham — Repco | Реймс-Гу | Отчет |
1965 | 15 | Джим Кларк | Lotus — Climax | Клермон-Ферран | Отчет |
1964 | 14 | Дэн Гёрни | Brabham — Climax | Руан | Отчет |
1963 | 13 | Джим Кларк | Lotus — Climax | Реймс-Гу | Отчет |
1962 | 12 | Дэн Гёрни | Porsche | Руан | Отчет |
1961 | 11 | Джанкарло Багетти | Ferrari | Реймс-Гу | Отчет |
1960 | 10 | Джек Брэбэм | Cooper-Climax | Реймс-Гу | Отчет |
1959 | 9 | Тони Брукс | Ferrari | Реймс-Гу | Отчет |
1958 | 8 | Майк Хоторн | Ferrari | Реймс-Гу | Отчет |
1957 | 7 | Хуан-Мануэль Фанхио | Руан | Отчет | |
1956 | 6 | Питер Коллинз | Ferrari | Реймс-Гу | Отчет |
1955 | Не проводился | ||||
1954 | 5 | Хуан-Мануэль Фанхио | Mercedes | Реймс-Гу | Отчет |
1953 | 4 | Майк Хоторн | Ferrari | Реймс-Гу | Отчет |
1952 | 3 | Альберто Аскари | Ferrari | Руан | Отчет |
1951 | 2 | Alfa Romeo | Реймс-Гу | Отчет | |
1950 | 1 | Хуан-Мануэль Фанхио | Alfa Romeo | Реймс-Гу | Отчет |
Не входящие в зачет чемпионата Формулы-1
Сезон | Пилот | Конструктор | Трасса | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1949 | Шарль Поцци | Delahaye | Сен-Годен | ||||
1948 | Жан-Пьер Вимилль | Alfa Romeo | Реймс-Гу | ||||
1947 | Луи Широн | Talbot-Lago | Лион | ||||
1940-46 | Не проводился | ||||||
1939 | Херманн-Пауль Мюллер | Auto Union | Реймс-Гу | ||||
1938 | Манфред фон Браухитч | Mercedes | Реймс-Гу | ||||
1937 | Луи Широн | Talbot | Монтери | ||||
1936 | Bugatti | Монтери | |||||
1935 | Рудольф Караччиола | Mercedes | Монтери | ||||
1934 | Луи Широн | Alfa Romeo | Монтери | ||||
1933 | Джузеппе Кампари | 1932 | Тацио Нуволари | Alfa Romeo | Монтери | ||
1931 | Луи Широн Ахилл Варци | Bugatti | Монтери | ||||
1930 | Филип Этанкелен | Bugatti | По | ||||
1929 | Уильям Уильямс | Bugatti | Ле-Ман | ||||
1928 | Уильям Уильямс | Bugatti | Сен-Годен | ||||
1927 | Робер Бенуа | Delage | Монтери | ||||
1926 | Жуль Гу | Bugatti | Мирамас | ||||
1925 | Delage | Монтери | |||||
1924 | Джузеппе Капари | Alfa Romeo | Лион | ||||
1923 | Генри Сигрэйв | Sunbeam | Тур | ||||
1922 | Феличе Наццаро | Страсбург | |||||
1921 | Джимми Мерфи | Duesenberg | Ле-Ман | ||||
1915-19 | Не проводился | ||||||
1914 | Кристиан Лотеншлагер | Mercedes | Лион | ||||
1913 | Жорж Бойло | 1912 | Жорж Бойло | 1909-11 | Не проводился | ||
1908 | Кристиан Лотеншлагер | Mercedes | Дьеп | ||||
1907 | Фелице Наццаро | 1906 | Ференц Зиц | Ле-Ман |
Трассы проведения Гран-при
Указаны только трассы Гран-при Франции, входящих в чемпионат Формулы-1
Трасса | Схема | |||
---|---|---|---|---|
Маньи-Кур | 18 | 1991 | 2008 | |
Поль Рикар | 14 | 1971 | 1990 | |
Реймс-Гу | 11 | 1950 | 1966 | |
Дижон | 5 | 1974 | 1984 | |
Руан | 5 | 1952 | 1968 | |
Клермон-Ферран | 4 | 1965 | 1972 | |
Ле-Ман | 1 | 1967 | 1967 |
Рекорды
Показатель | # | Пилот | Количество | Конструктор | Количество |
---|---|---|---|---|---|
Поулы | 1 | Хуан-Мануэль Фанхио | 5 | Ferrari | 16 |
2 | Джим Кларк | 4 | Williams | 10 | |
3 | Михаэль Шумахер | 4 | 7 | ||
Быстрые круги | 1 | Дэвид Култхард | 5 | Ferrari | 13 |
2 | Михаэль Шумахер | 5 | McLaren | 10 | |
3 | 4 | Williams | 9 |
Все данные приведены после Гран-при Франции 2007 года
Спонсоры
Аргентина · Австрия · Инди 500 · Канада · Лас-Вегас · Люксембург · Мексика · Марокко · Нидерланды · Пескара · Португалия · Сан-Марино · США · США-Восток · США-Запад · Тихий океан · Франция · Швеция · Швейцария · Южная Африка
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Гран-при Франции Формулы-1» в других словарях:
Гран-при Франции Формулы-1, сезон 2005 — Гран при Франции 2005 года фр. Mobil 1 Grand Prix de France Дата 3 июля 2005 года Место Франция, Невер Трасса … Википедия
Гран-при Франции Формулы-1, сезон 1991 — Гран при Франции 1991 года Дата 7 июля 1991 года Место Маньи Кур, Франция Трасса Маньи Кур Подиум Победитель … Википедия
Гран-при Франции Формулы-1, сезон 2006 — Гран при Франции 2006 года фр. XCII Mobil 1 Grand Prix de France Дата 16 июля Место Невер Франция Трасса Маньи Кур (4,411 м) … Википедия
Гран-при Франции Формулы-1, сезон 1992 — Гран при Франции 1992 года Дата 5 июля 1992 года Место Маньи Кур, Франция Трасса Маньи Кур Подиум Победитель … Википедия
Гран-при Франции Формулы-1, сезон 1990 — Гран при Франции 1990 года Дата 8 июля 1990 года Место Франция Трасса Поль Рикар Подиум Победитель … Википедия
Гран-при Макао Формулы-3 — Гран при Макао это гоночное соревнование проводящиеся в ноябре на улицах Макао. Каждый год более 300 пилотов принимают участие в соревнованиях. Одно из названий гоночного уикенда Гран при Макао Формулы 3, которое обозначает многонациональную… … Википедия
Гран При Макао Формулы-3 — Гран при Макао это гоночное соревнование проводящиеся в ноябре на улицах Макао. Каждый год более 300 пилотов принимают участие в соревнованиях. Одно из названий гоночного уикенда Гран при Макао Формулы 3, которое обозначает многонациональную… … Википедия
Гран-при Бельгии Формулы-1 — Гран при Бельгии Спа Франкоршам Место проведения Спа, Бельгия … Википедия
Гран-при Европы Формулы-1 — Гран при Европы Валенсия (городская трасса) Место проведения Валенсия, Испания Больше всего побед в Гран при: Пилот … Википедия
Гран-при Франции 1957 года — фр. XLIII Grand Prix de l’ACF Дата 7 июля 1957 года Трасса Руан (5100 м) Дистанция 77 кругов, 392,700 км … Википедия
Гран-при Формулы-1 во Франции
заказать
БИЛЕТЫ В ПАДДОК КЛУБ ФОРМУЛЫ
Гран-при Формулы-1 во Франции:
Дата проведения в 2023-2024 году: по запросу.
Стоимость тура: по запросу.
История гонки
Первый чемпионат Формулы-1 во Франции состоялся в 1950 году. А в последний раз легендарный этап Гран-При прошел в этой стране в 2008 году, он состоялся на трассе Маньи-Кур. 14 раз знаменитые гонки проходили на автодроме Поль-Рикар, расположенном недалеко от города Ле Кастелле.
Год назад в парижской штаб квартире автоклуба Франции состоялась долгожданная пресс-конференция, в ходе которой было принято решение о возвращении французского этапа в календарь Формулы-1в 2018 году.
Информация о трассе
В 2019 году этап чемпионата мира Формулы-1 во Франции примет автодром Поль-Рикар. Руководство трассы сделало заявление, что всем требованиям первой категории FIA соответствует единственная конфигурация трека. Ее длина составляет 5,842 км, она в обязательном порядке включает шикану на прямой «Мистраль». Это решение позволит пилотам больше не проходить правый вираж трассы – Синь – на максимально возможных скоростях.
Данное решение вызвало некоторое недовольство среди болельщиков, расстроенных потерей такого захватывающего момента гонки, но руководитель автодрома Поль-Рикар заявил, что это единственная возможность сделать трассу пригодной для проведения соревнований такого высокого уровня, требующих исполнения многочисленных требований безопасности.
Это еще не все новшества, которые ждут команды и болельщиков на обновленной трассе в 2019 году. Например, на автодроме появится новая система искусственного полива трассы, имитирующая дождь. Это позволяет пилотом проводить тестирование дождевых покрышек в любое время.
Трасса была названа в честь ее создателя финансового магната Поля Рикара. Она располагается недалеко от самого старого города Франции – основанного 2600 лет назад Марселя. Рекорд прохождения круга на короткой конфигурации трассы удерживает британский гонщик Найджел Мэнселл. Лучшие секунды в истории трека он показал в 1990 году на болиде Ferrari 641.
Шампань или Прованс: обзор Гран-при Франции
Вся интрига сезона 2022 года в Формуле-1 сводится к сражению Шарля Леклера с Максом Ферстаппеном, Red Bull Racing, а также собственной командой Ferrari. На французской трассе Поль-Рикар в Провансе, где прошёл 12-й этап чемпионата мира, к числу соперников монегаска присоединился он сам. Удивительная ошибка претендента на титул почти что лишила его этого статуса, а ведь гонка к тому моменту шла по его сценарию. Или это всё-таки была не ошибка?
С высокой вероятностью, это был последний Гран-при Франции, который мы увидели на ближайшие несколько лет, и почти наверняка — последняя гонка Формулы-1 на трассе Поль-Рикар в обозримом будущем. На фоне беспрецедентной популярности чемпионата выстроилась большая очередь из городов, желающих принимать у себя Гран-при, а даже в самых смелых мечтах никто не говорит о проведении более чем 25 гонок за год. Это значит, что для появления новых трасс каким-то придётся освободить место, и главные претенденты тут — Франция, Монако и Бельгия.
Но если против исключения гонок в Монако и Бельгии протестуют хотя бы гонщики и болельщики, искренне любящие эти самобытные трассы, то за Поль-Рикар вступиться некому. Пилотам и командам надоело приезжать во французскую глубинку, где нет нормальных дорог и гостиниц, а зрителям не нравятся откровенно скучные гонки. На Поль-Рикар множество вариантов конфигурации трассы, но нет ни одной интересной — за исключением, разве что, той, что включает в себя полную версию прямой Mistral длинной два километра. Однако использовать её в Формуле-1 так и не решились, в версии Гран-при прямую разбивает большая эска, и это лишь подчеркнуло заурядность автодрома и тривиальность задач, стоящих перед инженерами и гонщиками здесь.
Некоторое разнообразие, правда, внесла небывалая жара — весь уик-энд столбик термометра не опускался ниже 30 градусов, а асфальт нагревался выше 55 С. Впрочем, в Ле-Кастелле солнцем никого не удивишь — пару раз Гран-при проходил здесь при близких, хотя и чуть меньших температурах, так что по факту это мало на что повлияло.
Жару каждый переносил по-своему, но у Ferrari хватало и более серьёзных проблем — уже в пятницу стало ясно, что на машине Карлоса Сайнса придётся менять силовую установку, а значит, он будет стартовать с конца стартовой решётки. Это превращало его участие в квалификации в формальность, но в Скудерии всё же решили разыграть эту карту — испанец принял участие в заездах и пробился в финал, где его главной задачей было не показать какое-то время, а «разогнать» Леклера на прямой, чтобы помочь ему завоевать поул.
Непростой манёвр на такой трассе, как Поль-Рикар, где самая длинная прямая не совпадает со стартовой. Перед прямой старт-финиш на круге выезда из боксов ты можешь ехать как угодно — можно подождать напарника, занять чёткие позиции на правильном расстоянии, а потом уже начать круг. Но в середине круга, на «задней» прямой, делать это гораздо сложнее — нужно точно рассчитать позиции машин, сохраняя достаточную скорость, и малейшая ошибка приведёт к тому, что манёвр либо окажется бесполезен, либо даже может помешать лидеру.
Первая попытка закончилась неудачей — Сайнс был слишком далеко от Леклера, слипстрима не получилось. Но пилоты Ferrari решились на вторую — и на этот раз всё прошло как по маслу. Необходимость всей этой игры, правда, осталась под вопросом: по оценкам Red Bull Racing, слипстрим позволил Леклеру отыграть примерно 0,2 секунды, но ближайшему преследователю, Максу Ферстаппену, Шарль привёз 0,3 секунды.
Поул немного облегчал задачу Леклеру, но ситуация для него всё равно была непростой. Прямо за ним стартовали две машины Red Bull, а напарник оказался в хвосте пелотона и на этот раз ничем помочь не мог. При этом машины Red Bull Racing оказались очень быстры на прямых, что делало задачу по удержанию позиции крайне сложной. Но даже если бы монегаск сумел остаться впереди, это ещё не гарантировало ему победу — всё должен был решить износ шин, и в этом компоненте на пятничных тренировках машины RBR выглядели явно лучше.
Тем не менее, старт и начало гонки сложились для лидера Ferrari просто идеально — он удержал первую позицию, а Льюис Хэмилтон помог разбить дуэт Red Bull Racing, опередив Серхио Переса. Макс Ферстаппен не отставал, но даже с DRS опередить Леклера не мог — сказывался очень хороший выход Ferrari из поворотов и, конечно же, характер трассы. И более того — преследование вплотную соперника не лучшим образом сказалось на состоянии шин чемпиона, он начал отставать, и стратегам Red Bull пришлось применить последний козырь — зазвать Макса в боксы, чтобы попытаться на свежих шинах превзойти соперника, а затем удержаться впереди.
План был довольно сомнительным — шёл лишь 16-й круг гонки, на комплекте Hard Ферстаппену нужно было проехать 37 кругов, и при этом сдержать Леклера, который в конце гонки должен был оказаться намного быстрее. В этот момент стало ясно, что тактически в Скудерии переиграли соперников, и всё, что им нужно сделать — задержать Шарля как можно дольше на трассе, постаравшись не слишком проигрывать по скорости. Ферстаппен неизбежно должен был выйти вперёд, но удержать первое место ему было бы очень сложно.
Было бы — потому что уже на 17-м круге все эти построения пошли прахом. В 11-м повороте на машине Леклера возникла сильная избыточная поворачиваемость, его развернуло и бросило в стену. Удар получился несильным, но на Ferrari отключился электронный дроссель, и вернуться в гонку было уже невозможно.
Запись радиопереговоров Шарля с боксами в этот момент мгновенно стала хитом в интернете. Ничего содержательного там не было, но крик отчаяния Леклера «Nooooo!» разошёлся по миллионам микроблогов, хотя многим болельщикам от него стало не по себе. Очередная гонка, которая могла принести монегаску множество очков и позволить сократить отставание от Ферстаппена, обернулась лишь разочарованием, и Шарль отлично понимал, что теперь шансов опередить Макса по итогам чемпионата у него может и не остаться.
Выйдя к журналистам, Леклер сказал, что «наверное, это всё же была моя ошибка». Руководитель Ferrari Маттиа Бинотто после финиша это подтвердил. В то же время многие выразили сомнение в этой версии — слишком уж странно и нелепо выглядел этот вылет. Да, у Шарля тоже изнашивались шины, это было видно и по телевизионной картинке, но в основном деградации оказалось подвержено левое переднее колесо. В такой ситуации должна была развиться недостаточная поворачиваемость, а не избыточная — фактически износ резины скорее страховал Леклера от подобного разворота, чем способствовал ему.
По одной из самых популярных версий, Леклеру не повезло с порывом ветра — нечто подобное произошло с Ферстаппеном в Испании. Такое вполне могло быть, но многие обратили внимание и на тот факт, что, судя по телеметрии, в момент вылета Леклер всё ещё продолжал жать на педаль тормоза, но при этом уже начал нажимать на газ. Логика работы тормозной системы в Формуле-1 сейчас не совсем линейна из-за brake-by-wire и рекуперации, но всё же в Формуле-1 подобные ошибки происходят крайне редко.
В отсутствие Леклера помешать Ферстаппену победить во Франции было некому. Авария Шарля привела к появлению виртуального автомобиля безопасности, практически все гонщики решили воспользоваться ситуацией и отправились в боксы, но даже это не помогло Хэмилтону опередить Ферстаппена — тот успел проскочить мимо выезда с пит-лейн прямо перед тем, как Льюис вернулся на трассу. Впрочем, даже если бы Льюис оказался впереди, ему вряд ли удалось бы удержать первую позицию — в последнее время машины Mercedes прибавили, но всё равно проигрывают лидерам около 0,3 секунды на каждом круге в гоночном режиме.
Что касается Сайнса, то к вылету своего напарника он успел пробиться на девятое место, что давало ему хорошие шансы на подиум. Как и остальные, испанец заехал на пит-лейн под VSC, но на пит-стопе что-то пошло не так. Механики никак не могли завершить установку колёс, Карлос потерял на этом как минимум четыре секунды. А когда, наконец, пит-стоп закончился, рванул с места, не обращая внимания на запрещающий сигнал командного светофора, и едва не впечатал в стену машину Александера Албона! Естественно, расплата последовала незамедлительно — 5 секунд штрафа за небезопасный выезд.
Другой проблемой Карлоса стало то, что на его машину поставили шины Medium, а не Hard, как почти всем остальным. Мера была вынужденной — Сайнс начинал гонку на Hard, а правила требуют использовать по ходу дистанции минимум два разных состава, так что ставить снова Hard не было никакого смысла — всё равно пришлось бы ехать в боксы ещё раз. На шинах Medium Карлос выглядел неплохо, последовательно обогнав на трассе Окона, Норриса, Алонсо и Расселла.
На 41-м круге он атаковал и смог опередить Переса, что принесло ему третью позицию, но именно в этот момент в боксах Ferrari решили зазвать его в боксы. Из-за этого, а также 5-секундного штрафа, Карлос потерял практически всё, что отыграл на трассе, и опустился на восьмое место. Конечно, на свежем комплекте шин он без труда вновь опередил Риккардо, Норриса и Алонсо, но никаких шансов снова догнать Переса и Расселла у него не было.
После гонки руководство Скудерии вновь, как и в Великобритании, отчаянно защищало своё решение, хотя для всего гоночного мира ошибочность такой стратегии была очевидной. Аргументация Ferrari сводилась к тому, что по их расчётам шины Medium не выдержали бы оставшихся 11 кругов, и Карлос всё равно пропустил бы Расселла и Переса — на трассе или за счёт штрафа (в этом случае 5 секунд были бы просто добавлены к его результату). Но у этой позиции есть две проблемы.