Тормозная лента АКПП
Механизмы АКПП приводятся в действие трансмиссионной жидкостью (маслом), не является исключением здесь и блокировочный механизм. Когда масло попадает в полость включения привода, его давление перемещает поршень. По мере движения последнего лента зажимается, планетарный ряд фиксируется. Манипуляция исполняется требуемый промежуток времени.
Затем, когда настает время разблокировки «планетарки», масло поступает в полость выключения. По мере выравнивания давления жидкости лента ослабевает, на поршень начинает действовать особая возвратная пружина, и он возвращается в исходное состояние. Тормозная лента освобождается полностью.
Эксплуатация АКПП приводит к постепенному износу как фрикционного покрытия, так и самого металла ленты. Поэтому, после определенного пробега, может возникнуть необходимость в ее замене. В продаже можно найти как поставляемые отдельно ленты, так и укомплектованные натяжными болтами; желательно приобретать именно ленты в последнем варианте. Так выглядит болт:
Справа от винта можно увидеть регулировочную шпильку с контргайкой, тоже могущую понадобиться при настройке ленты. Место установки натяжных болтов разнится в зависимости от фирмы, выпустившей АКПП: они могут располагаться как внутри коробки, так и с наружной ее стороны.
Проверять и регулировать натяжение следует не только после замены ленты, но и вообще после любых ремонтно-сервисных операций на автоматической коробке передач, включая долив и замену масла. Если коробка начала «пинаться» и давать рывки, также следует проверять натяжение ленты.
Тормозная лента АКПП: для чего она нужна, и как работает
Автоматическая коробка передач – достаточно сложный в техническом плане узел: в него входит гидроблок,тормозная лента АКПП, фрикционы, и др. И со временем эта сложность только увеличивается: производители стремятся сделать свою продукцию более надежной и комфортной. В частности, они стараются побороть такую известную проблему АКПП, как толчки при переключении передач. Устранение этого недостатка и является тем, для чего тормозная лента в АКПП необходима.
Что делает тормозная лента
Тормозная лента АКПП служит для кратковременной блокировки элементов планетарного механизма АКПП. Лента фиксируется на корпус коробки, ее конструктивные особенности обеспечивают надежное удержание на требуемый период времени.
Как работает тормозная лента
Принцип, по которому лента фиксирует планетарный механизм, похож на таковой для тормозных башмаков. Когда лента в коробке «отпускается», происходит смягчение толчка, сопровождающего смену АКПП передаточных чисел, так как фиксировавшемуся ею элементу планетарного ряда сообщается вращение, по направлению противоположное вектору силы торможения самой ленты. Происходит все очень быстро, буквально за доли секунды.
Лента имеет два конца:
- один закреплен на корпусе коробки;
- второй конец ленты соединен с поршнем сервопривода.
Схематически это можно изобразить следующим образом:
Механизмы АКПП приводятся в действие трансмиссионной жидкостью (маслом), не является исключением здесь и блокировочный механизм. Когда масло попадает в полость включения привода, его давление перемещает поршень. По мере движения последнего лента зажимается, планетарный ряд фиксируется. Манипуляция исполняется требуемый промежуток времени.
Затем, когда настает время разблокировки «планетарки», масло поступает в полость выключения. По мере выравнивания давления жидкости лента ослабевает, на поршень начинает действовать особая возвратная пружина, и он возвращается в исходное состояние. Тормозная лента освобождается полностью.
Особенности эксплуатации
Обычно лента производится из гибкого металлического сплава и состоит из множества полос такового. Металл, при своей гибкости, достаточно прочен и выдерживает высокие нагрузки на истирание и разрыв. Чтобы сделать ленту более долговечной и надежной, на внутреннюю ее часть на заводе наносят фрикционное покрытие.
Внешний вид тормозной ленты:
Эксплуатация АКПП приводит к постепенному износу как фрикционного покрытия, так и самого металла ленты. Поэтому, после определенного пробега, может возникнуть необходимость в ее замене. В продаже можно найти как поставляемые отдельно ленты, так и укомплектованные натяжными болтами; желательно приобретать именно ленты в последнем варианте. Так выглядит болт:
Справа от винта можно увидеть регулировочную шпильку с контргайкой, тоже могущую понадобиться при настройке ленты. Место установки натяжных болтов разнится в зависимости от фирмы, выпустившей АКПП: они могут располагаться как внутри коробки, так и с наружной ее стороны.
Внутреннее размещение винтов обладает рядом преимуществ:
- они не подвергаются коррозии и не загрязняются;
- регулировку ленты можно делать без демонтажа кожуха АКПП.
Последнее важно еще и тем, что натяжение ленты можно отрегулировать самостоятельно, не тратя время и деньги на дорогостоящие услуги автосервиса.
Проверять и регулировать натяжение следует не только после замены ленты, но и вообще после любых ремонтно-сервисных операций на автоматической коробке передач, включая долив и замену масла. Если коробка начала «пинаться» и давать рывки, также следует проверять натяжение ленты.
Проблемы с лентой АКПП и их симптомы
В блоке фиксации планетарного механизма могут возникать различные неисправности, ведущие к нештатному поведению авто и поломке всей коробки:
- износ фрикционного слоя ленты. Планетарный узел при этом блокируется не полностью, при переключении водитель ощущает «пинок» коробки. Кроме того, из АКПП может доноситься скрежет;
- повреждение манжет поршня (обрыв, физический износ). Лента полностью утрачивает блокирующую способность, и коробка дает рывки при каждой смене передаточного числа;
- поломка штока поршня из-за механического повреждения. Поршень распадается на обломки, которые попадают в трансмиссионную жидкость и другие узлы АКПП. Масло загрязняется металлическими частицами, которые действуют на другие части коробки как агрессивный абразив, а крупные обломки могут сами по себе повредить или заклинить части АКПП. Даже недолгая поездка на такой коробке способно надолго вывести ее из строя, что приведет к дорогому капремонту АКПП или не менее дорогостоящей замене таковой.
Изредка встречаются случаи, когда лента «подклинивает» подвижные элементы коробки. Проявляется это, если открывающая полость сервопривода загрязнена, или пружина изношена. Характерный признак проблемы – автомобиль отказывается начинать движение, или, например, не отрабатывает задняя передача.
Регулировка ленты
Настройка зазора между лентой и тормозным барабаном производится системой рычагов, на которые прикладывается усилие через регулировочную шпильку или винт. Если настройка делается шпилькой, то она закручивается динамометрическим ключом. Усилие, с которым проводится кручение, определяется автопроизводителем.
АКПП с установленной шпилькой:
Под воздействием на шпильку/винт происходит воздействие на крепление ленты в АКПП. Если механизмы регулировки доступны снаружи, дополнительных манипуляций не требуется, в противном случае придется демонтировать поддон коробки.
Интересно: некоторые разновидности «автоматов» регулируются с помощью специальных штоков различной длины. Настройка производится при разборе узла, установкой штока требуемой длины. Наборы штоков выпускаются производителями таких коробок.
Следует контролировать натяжение при малейшем подозрении на неполадки с лентой. Желательно проводить профилактическую диагностику и при замене масла, поскольку при этом, как правило, снимается поддон, и стоит воспользоваться данной возможностью.
Важно: не стоит излишне «перетягивать» ленту, это ускорит износ и ее самой, и коробки в целом.
Как делать регулировку в полевых условиях, без динамометрического ключа (желательно делать это вдвоем):
- встать в месте с небольшим уклоном;
- поставить авто на ручной тормоз;
- подложить под колесо булыжник, кирпич, тормозной башмак для удержания машины;
- отложить кирпич (башмак) на несколько сантиметров в сторону от колеса;
- если есть напарник, он должен следить за машиной и сообщить, когда та начнет движение;
- ослабить контргайку болта;
- затянуть его, но не до конца – так, чтобы был легкий упор;
- отпустить «ручник»;
- постепенно ослаблять болт ленты, пока машина не начнет сама катиться;
- завернуть винт на 2-3 оборота.
Требуемое число оборотов определяется экспериментально, до тех пор, пока толчки коробки не пропадут. Этот метод не претендует на точность измерения момента силы при регулировке, но поможет устранить проблему с лентой в полевых условиях, после чего желательно посетить автосервис для более точной настройки и проверки, или сделать таковую самостоятельно, уже с динамометрическим ключом.
Зачем автоматической коробке нужна тормозная лента
Эволюция автомобиля идёт по многим направлениям. Одно из них – улучшение трансмиссий. И хотя коробки-автоматы – изобретение далеко не новое, хорошие подвижки имеются и на этом фронте.
Конструкторы много лет бились над проблемой рывков автомобиля, оснащённого АКПП, в моменты переключения передач. Результатом их усилий стало внедрение в конструкцию коробки тормозной ленты – именно она в настоящее время ответственна за сглаживание рывков, характерных при автоматической смене передаточного числа.
С каждым годом тормозная лента справляется со своими функциями всё лучше, но её никак нельзя причислить к совершенным с точки зрения надёжности устройствам. Неправильная регулировка ленты или поломка вследствие износа или других причин – и машина снова начнёт раздражать водителя своими предсказуемыми, но от этого не становящимися привычными толчками. Но это не единственный минус подобной неприятности, поскольку такое поведение уменьшает ресурс трансмиссии, сказываясь также на долговечности мотора и автомобиля в целом.
Назначение ТЛ
Главная задача коробки-автомат – управление скоростью вращения солнечной/коронной шестерни, а её основное конструктивное преимущество перед механическим аналогом – возможность манипулирования скоростями посредством использования относительного небольшого комплекта фрикционных дисков.
Но такой механизм оказался неспособным выполнять переключение передаточного числа без гидротрансформатора, который является своеобразным преобразователем крутящего момента. Именно он в процессе торможения автомобиля при включённой передаче отключает коленвал силового агрегата от коробки, используя гидромуфту.
Помогает гидротрансформатору в его работе тормозная лента, отвечающая при переключении передач в АКПП за кратковременное блокирование работы компонентов планетарного механизма коробки. Если говорить проще, то главная функция ТЛ – сделать так, чтобы переход на другую передачу осуществлялся максимально плавно.
Происходит это благодаря последовательному включению/выключению самой тормозной ленты и сцепления. Этот процесс запускается не произвольно, а по определённому алгоритму. Результатом такой слаженной работы сцепления и ТЛ является перераспределение крутящего момента, передаваемого от двигателя к коробке через планетарный механизм.
Таким образом, тормозную ленту нужно считать компонентой планетарного механизма автоматической трансмиссии, наряду с муфтой свободного хода, фрикционами и другими элементами. Если натяжение ТЛ отрегулировано с ошибками, при включении задней и первой передач автомобиль будет ощущать сильные рывки, которые, если не вмешиваться, неизбежно скажутся на работоспособности трансмиссии и опосредованно – ДВС. Вот для чего нужна тормозная лента АКПП, и именно поэтому за её натяжением нужно регулярно следить.
Принцип работы тормозной ленты АКПП
Способ фиксации лентой планетарного механизма во многом схож с механизмом функционирования тормозных башмаков. В момент, когда ТЛ в планетарном механизме отпускается, происходит смягчение рывка, который неизбежен при смене автоматической коробкой передаточного числа. Происходит это за счёт того, что в результате воздействия ленты на фиксируемый элемент планетарного ряда последнему передаётся вращение, по вектору направления направленное в сторону, противоположную проекции тормозного усилия самой ленты. И скорость такого взаимодействия очень велика, ведь иначе толчки бы всё равно ощущались.
Один конец ТЛ фиксируется на корпусе коробки, другой крепится на поршне сервопривода, который способен перемещаться, осуществляя натяжение или ослабление тормозной ленты.
Происходит это так: при переключении селекторной передачи в полость включения начинает поступать трансмиссионная жидкость, под воздействием которой поршень начинает двигаться. Как только произойдёт зажатие ТЛ, элементы планетарного ряда стопорятся (механизм этого процесса мы описали выше). Такая блокировка длится ровно столько, сколько необходимо для сглаживания рывка.
После завершения переключения передачи возникает потребность в разблокировке барабана планетарного механизма. В этот момент открывается отверстие полости отключения сервопривода, а трансмиссионное масло, поступающее в полость, понижает его уровень в противоположной полости, в результате чего лента начинает ослабляться. Когда под действие пружины поршень принимает исходное положение, ТЛ также переходит в полностью свободное состояние.
Особенности эксплуатации АКПП с тормозной лентой
ТЛ представляет собой комбинацию эластичных полосок, изготавливаемых из металлического справа, характеризующегося высокой гибкостью и отличными показателями противодействия истираемости и прочности на разрывное усилие. Снаружи на металл наносится фрикционное покрытие, по аналогии с тормозными колодками, для улучшения сцепных свойств ленты.
Но каким бы прочным и износостойким не был материал тормозного механизма, в результате частых подтормаживаний он неизбежно изнашивается, причем утоньшается как фрикционный, так и металлический слой. Поэтому с определённой регулярностью необходимо выполнять операцию замены ТЛ. При покупке новой обращайте внимание на наличие в комплекте натяжных болтов – их тоже желательно заменить. Конструктивно болты могут устанавливаться как снаружи корпуса коробки, так и внутри, в зависимости от модели АКПП.
Плюсом внутреннего расположения можно назвать защиту головки болта от загрязнений и разрушительного воздействия влаги. Не менее весомое достоинство внешнего расположения – возможность осуществления натяжения ленты с целью корректирования её регулировки без необходимости демонтажа кожуха. Это существенно упрощает проведение данной процедуры.
Отметим, что любые работы, связанные с ремонтом или техобслуживанием автоматической трансмиссии, требуют обязательного совершения регулировки тормозного механизма. Впрочем, автопроизводители рекомендуют выполнять эту операцию и после замены трансмиссионного масла, и даже при доливке жидкости. Крутить регулировочный болт придётся и в том случае, когда машина начинает заметно дёргаться при переходе на другую передачу, если ранее за ней такого не наблюдалось.
Неисправности, связанные с тормозной лентой
Если вы заметили признаки неправильного функционирования системы торможения планетарной передачи, необходимо выяснить причину этого явления. Приводим перечень самых распространённых неисправностей ТЛ:
- износ фрикционного слоя. Если он существенный, происходит частичное блокирование планетарного механизма, что будет сопровождать рывками при изменении передаточного числа, а также звуками скрежета, идущими со стороны трансмиссии;
- износ/порыв поршневого манжета, при котором поршень перестаёт двигаться, а вместе с ним не реагирует на переключения передач и тормозная лента. Итог – ощутимые толчки при переходах на высшую/низшую передачу;
- поломка (механическая) штока поршня. В результате при последующей эксплуатации коробки обломки стержня могут проникнуть в подвижные узлы трансмиссии, что приведёт к их ускоренному износу. Такая неисправность обычно проявляется потемнением трансмиссионного масла из-за его насыщения мельчайшими частичками металлической стружки. Если продолжать двигаться, существует высокий риск поломки АКПП, что приведёт к необходимости выполнения дорогостоящего капремонта;
- нечасто, но встречается ситуация, связанная с подклиниванием лентой подвижных элементов трансмиссии. Как правило, такие случаи связаны с загрязнением первой (открывающей) полости сервопривода, хотя причиной подклинивания может быть и механический износ пружины. Такая серьёзная поломка может обездвижить машину. В лучшем случае пропадёт возможность двигаться в реверсном направлении.
Особенности регулировки ТЛ
Задача обслуживания автоматической коробки (в частности, тормозного механизма) заключается в регулярной проверке величины зазора между лентой и барабаном. Регулировка зазора производится посредством системы рычагов, изменяющих расстояние между элементами фиксирующего устройства. Для этих целей имеется регулировочный винт, который в некоторых моделях автоматической коробки заменён на шпильку.
Затяжка шпильки должна осуществляться контролируемо, с использованием динамометрического инструмента. О рекомендуемом прикладываемом усилии можно узнать из пользовательского руководства – как правила, различия в зависимости от модели в абсолютном выражении невелики.
При закручивании винта в ту или иную сторону он воздействует на упор, изменяя его пространственное положение. А уже упор воздействует на механизм крепления ленты, который, как известно, зафиксирован на корпусе коробки. Если регулировочный винт находится с внутренней стороны трансмиссии, придётся демонтировать масляный поддон трансмиссии.
Существуют варианты автоматических КПП, у которых регулировка величины зазора осуществляется при помощи штоков. В этом случае потребуется разборка узла и замена штока на элемент нужной длины. Обычно автопроизводители предлагают наборы таких штоков, у которых длина разливается на определённый шаг, то есть регулировочный процесс имеет дискретный характер.
Проверка зазора должна осуществляться в рекомендованные производителем сроки, или же если возникают подозрения по поводу неадекватной работы тормозного устройства. Обычно процедура замены масла в автоматической коробке требует демонтажа поддона, и это прекрасная возможность выполнить внеплановую диагностику зазора с его корректировкой в случае несоответствия номинальным размерам.
Не рекомендуется натягивать ТЛ больше, чем нужно, а также затягивать регулировочный винт усилием, большим рекомендованного – это ускорит износ узлов АКПП, включая фиксирующий механизм.
Что учитывать при самостоятельном натяжении ленты
Выполняя затяжку регулировочного винта динамометрическим ключом, можно столкнуться со следующими проблемами:
- нет в наличии ключа необходимого номинала;
- имеющийся ключ давно не проверялся, поэтому имеются сомнения в его точности срабатывания;
- необходимый для затяжки момент не получается уловить в силу причин субъективного характера.
Поэтому нужно уметь выполнять натяжку без использования динамометрического инструмента. Приводим алгоритм осуществления такой регулировки:
- устанавливаем машину на уклоне с небольшим градиентом;
- фиксируем колёса стояночным тормозом;
- дополнительно устанавливаем под одно из колёс механический упор и проверяем, сможет ли он удержать авто при незатянутом ручнике;
- опять затягиваем ручной тормоз;
- кладём стопор в нескольких сантиметрах от покрышки;
- желательно наличие напарника, который будет следить за состоянием автомобиля и сообщать, когда он начнёт движении при осуществлении регулировки;
- ослабляем ключом контргайку – это позволит проворачивать регулировочный винт;
- затягиваем винт, пока он не начнёт упираться;
- снимаем машину с ручника, но так, чтобы она не трогалась с места;
- начинаем аккуратно ослаблять винт до тех пор, пока авто не сдвинется;
- затягиваем его на несколько (2-3) оборотов. Это количество может различаться в зависимости от модели трансмиссии. Определять его нужно экспериментальным путём. Если авто всё ещё дёргается, подтягиваем винт еще на оборот, выполняем эти итерации до получения удовлетворительного результата.
Как видим, ничего сложного, однако трудоёмкость метода в разы выше, чем при использовании динамометрического ключа. Разумеется, о ювелирной точности регулировки здесь тоже говорить не приходится.
Осуществление самостоятельной замены тормозной ленты осуществляется в такой последовательности:
- поддомкрачиваем автомашину;
- демонтируем колесо со стороны трансмиссии;
- снимаем АКБ, а также воздушный фильтр, если он машете доступу к коробке;
- устанавливаем домкрат под дно АКПП и приподнимаем её;
- демонтируем подушку крепления коробки;
- начинаем медленно и осторожно опускать трансмиссию, следя за тем, чтобы эта процедура не сопровождалась сторонними шумами;
- отвинчиваем болты крышки и получаем доступ к фиксирующему механизму;
- откручиваем износившуюся ленту и устанавливаем новую;
- при закрытии крышки садим её на герметик;
- выполняем все операции в обратном порядке;
- осуществляем регулировку натяжения ТЛ одним из доступных способов;
- проверяем, как ведёт себя машина в дорожных условиях. Вне зависимости от режима езды никаких толчков ощущаться не должно.
Если заменённая лента износилась значительно быстрее, чем положено, рекомендуется приступить к поиску причин, почему это произошло. Чаще всего виновником является неправильно функционирующий сервопривод, из-за чего планетарный механизм подтормаживается в ослабленном состоянии ленты.
Тормозная лента АКПП: регулировка и замена при ремонте и техническом обслуживании»
В автоматических коробках, разработанных вплоть до начала ХХ века, для остановки деталей планетарных рядов использовался ленточный тормоз. Популярность конструкции определялась простой схемой работы и дешевизной деталей. Но по мере наращивания числа передач в АКПП в качестве тормозов стали использоваться фрикционные пакеты.
Ленточные тормоза также используются в грузоподъемных механизмах или станках и работают без подачи масла в зону трения.
Для чего нужна тормозная лента в АКПП
Ленточный тормоз в АКПП связан с гидравлическим цилиндром, который подключен к гидроблоку. При подаче масла под давлением эластичная полоса стягивается и плотно прижимается к барабану, обеспечивая временную блокировку компонентов планетарного редуктора (например, солнечной шестерни либо водила). Таким образом, ленточный тормоз является частью системы автоматического переключения передач.
Узел появился на первых автоматических коробках компаний Ford и GM, которые стали массово использоваться на автомобилях в 50-х гг. прошлого века.
Ленточный тормоз применяется и сейчас в бюджетных коробках с 4 передачами переднего хода. Но чаще используется более прогрессивное решение – фрикционный пакет, обладающий лучшим быстродействием и не требующий периодической регулировки.
Преимущества применения тормоза ленточного типа в АКПП:
Но простота конструкции является причиной и ряда недостатков. Поверхностный слой на ленте истирается, что изменяет момент срабатывания. Для корректировки длины на картере АКПП имеется регулировочный винт.
Ленточный тормоз не позволяет плавно изменять скорость остановки барабана. Вибрации, неизбежные при работе двигателя и движении, разрушают посадочное гнездо в корпусе. Привод начинает подклинивать, а для ремонта необходимо менять картер АКПП либо рассверливать канал с установкой втулки.
Тормозная лента АКПП
Разновидности тормозных лент
Лента тормозная фрикционного типа используется не только в АКПП, но и для остановки механизмов (например, лебедок или лифтов). Автомобильные комплектующие различаются по составу материала и рассчитаны на работу в интенсивном режиме. Тормозные ленты лебедок могут иметь различный состав фрикционных накладок, предназначенный для сухой работы.
Пример классификации вальцованных тормозов с лентой сухого трения по российским стандартам:
- Модификация ЭМ-К, снабженная накладкой с содержанием латунной стружки. Выдерживает нагрев до +200⁰С и может эксплуатироваться при температуре воздуха до +60⁰С. Коэффициент трения варьируется в пределах от 0,39 до 0,54.
- Модификация ЭМ-1. Ленточный тормоз способен работать при давлении не выше 1,5 МПа. Допустимая температура в рабочей зоне составляет +200⁰С, коэффициент трения в интервале от 0,4 до 0,6.
- Модификация ЛАТ-2, рассчитанная на нагрев до +300⁰С и работу в механизмах при усилии сжатия до 5 МПа. Фрикционный состав базируется на асбестовой оплетке с армированием латунной проволокой. Коэффициент трения варьируется в пределах от 0,45 до 0,60.
Принцип крепления и работа тормозной ленты автоматической коробки передач
Ленточный тормоз состоит из эластичной части прямоугольной формы с фрикционным слоем, на концах на заклепках установлены стальные кронштейны. Одну сторону тормоза подвижно ставят на винтовой регулировочный штифт в картере коробки (для корректировки износа).
Противоположный конец ленты прикрепляют без устройства настройки длины к штоку гидроцилиндра. Ленточный тормоз стоит отдельно от масляной ванны, жидкость к приводу подается под давлением насосом.
Соленоиды в гидроблоке распределяют потоки масла, которое попадает в исполнительный цилиндр. При смещении поршня шток натягивает тормоз, который прижимается к рабочей поверхности барабана.
При сбросе давления лента возвращается в исходное положение, снимая блокировку с узлов планетарного редуктора. Благодаря установке компенсационной пружины включение тормоза происходит плавно. Продукты износа остаются в картере АКПП и удаляются при ремонте.
Принцип крепления и работа тормозной ленты автоматической коробки передач
Где применяются
Ленточные тормоза используются:
- в автоматических коробках передач;
- в грузоподъемных механизмах (специальные ленты сухого трения);
- в обрабатывающем оборудовании, при работе которого требуется временная остановка деталей (функции ленточных тормозов определяются конструкцией и назначением механизмов).
Вне зависимости от оборудования, схема действия сил в ленточном тормозе идентична. Полоса прижимается к цилиндрической поверхности рычагом, электромагнитом, сервомотором или гидравлическим поршнем. Для снижения габаритов привода в станках или лебедках применяют дифференциальные или суммирующие тормоза ленточного типа.
Грузоподъемные механизмы АКПП
Как эксплуатация АКПП влияет на тормозную ленту
Роль тормозной ленты в АКПП заключается в остановке планетарных рядов при переключении скоростей. При контакте с барабаном поверхность изнашивается, что приводит к падению усилия торможения. В результате появляются толчки при повышении или понижении скоростей либо выборе режима движения.
Для корректировки износа в конструкции крепления ленты имеется регулятор (например, шпилька). Головка корректора может располагаться снаружи картера коробки либо находится внутри.
Место установки и алгоритм регулировки зависят от модели АКПП. Для повышения стойкости к нагреву ленту собирают из нескольких полос либо прорезают канавки для компенсации деформаций.
Порядок регулировки
Алгоритм настройки ленточного тормоза на примере АКПП RL4F03:
- Поставить машину на поверхность с небольшим углом наклона и затянуть ручной тормоз.
- Убедиться в надежной фиксации автомобиля стояночным тормозом.
- Установить на расстоянии 1-1,5 м от колеса в сторону уклона противооткатный упор либо брус толщиной 60-80 мм.
- Ослабить стопорную гайку регулятора. в нейтральное положение, затянуть регулировочный болт тормозной ленты до упора.
- Попросить ассистента отпустить ручной тормоз, а затем ослабить затяжку регулятора до момента начала скатывания автомобиля.
- Отвернуть винт на 2-3 оборота, затянуть стопорную гайку.
- Проверить работу АКПП. При обнаружении толчков при переключении или плохого наката из-за перетяжки изменить регулировку ленточного тормоза.
Алгоритм регулировки может немного отличаться в зависимости от модели коробки. Например, в Nissan Teana завод предписывает затягивать винт с усилием от 4 до 6 Н*м, а затем отпускать на 2,5 оборота.
Для доступа к головке регулятора потребуется снять стартер двигателя. Завод предписывает проводить регулировку при каждой замене масла в картере АКПП.
Если регулятор установлен внутри картера АКПП, то потребуется слить масло и снять поддон. Процедуру можно совместить с заменой жидкости и установкой нового фильтра. Последовательность регулировки зависит от модели АКПП. В большинстве случаев необходимо отвернуть стопор, а затем затянуть настроечный винт.
Nissan Teana
Тонкости регулировки натяжения самостоятельно
Перед началом работ необходимо подготовить инструмент. Для затяжки рекомендуется использовать динамометрический ключ. При прикладывании избыточного усилия возможна поломка механизма регулировки ленточного тормоза.
Внешний корректор состоит из шпильки с отверстием под ключ Torx и внешней 6-гранной гайки для защиты от самопроизвольного откручивания. Число оборотов при настройке зависит от модели АКПП и состояния ленты.
Динамометрический ключ
Причины некорректной работы
Причины неправильной работы ленточного тормоза в АКПП:
Устранить толчки можно путем настройки тормоза. Например, владельцы Nissan Almera Classic и других машин с АКПП старого типа и пробегами более 100 тыс. км часто сталкиваются с плохим переключением скоростей.
Для регулировки ленточной системы используется винт, расположенный под корпусом воздушного фильтра.
Проблемы с лентой АКПП и их симптомы
Основные проблемы с тормозными лентами – истирание рабочей поверхности, повреждение гидравлического привода или крепления к картеру коробки. Симптомы поломки ленточного тормоза – рывки при повышении или понижении передачи (чаще всего проблемы возникают с 1 и 2 ступенями) либо при переключении селектора из одной позиции в другую.
Возможны поломки, связанные с конструктивными особенностями коробок. Например, в АКПП 4F27E, использовавшейся в автомобилях марки Mazda, возможно затягивание переключения.
Проблема возникает из-за износа направляющего штока для поршня гидравлического привода. Ремонт заключается в частичной разборке коробки и установке в расточенное отверстие втулки.
В коробках AL4 от компании Renault возможен обрыв скобы ленточного тормоза. Обнаружить дефект можно при проведении компьютерной диагностики (тестер покажет код ошибки, указывающий на отказ тормоза барабана).
АКПП 4F27E АКПП AL4