Покупка авто в Армении в 2023 году (и растаможка в России): чек-лист, советы и риски
Редакция GT-News.ru подготовила подробный материал о покупке автомобилей в Армении в 2023 году и последующей растаможки в России. Ведь Армения оказалась одним из самых популярных направлений по покупке авто после начала кризиса в России в прошлом году. Советы, расчеты растаможки (с конкретными примерами), чек-лист, а также все риски и минусы.
За первые три месяца 2023 года россияне в частном порядке ввезли из-за границы чуть более 65 тысяч б/у автомобилей возрастом старше 3 лет.
Половину этого объема составили машины, привезенные из Японии, а на втором месте по популярности у «перегонщиков» оказалась Армения (14%). Это государство и ранее было весьма популярным местом для покупки гражданами России машин с пробегом, но в данном случае правильнее было бы говорить о некоторой «специфике» армянского автомобильного рынка.
Она заключалась в том, что в период с 2014 по 2020 годы в стране отмечался т. н. переходный период, который, как выяснилось позже, привел к серьезной путанице в трактовке правил и положений, касающихся растаможки ввозимых автомобилей.
Для лучшего понимания ситуации необходимо принять во внимание несколько важных моментов:
- В 2014 году Армения подписала соглашение о вступлении в ЕАЭС, что фактически объединило ее рынок с российским, т. е. сделало возможным свободное перемещение товаров между странами. Следовательно, при покупке автомобиля в Армении гражданином России последнему разрешалось свободно выезжать на транспортном средстве в Россию и эксплуатировать его даже на армянской регистрации.
- Положения договора ЕАЭС, касающиеся применения единых пошлин на импорт автомобилей, Арменией фактически начали выполняться только в 2020 году. Другими словами, в период с 2014 по 2020 годы ее граждане имели возможность ввозить иномарки под низкие пошлины, которые применялись до 2014-го. По новым – более крупным ставкам, действовавшим на всей территории ЕАЭС, автомобили в Армении начали растамаживаться только с 2020 года.
- Период с 2014 по 2020 гг. оказался временем, когда россияне могли извлечь максимальную пользу из сделок по покупке авто в Армении: б/у иномарки там предлагались относительно недорого из-за низких ставок ввозных пошлин (активно ввозились машины из США), а «открытые» границы между странами-участницами ЕАЭС позволяли перемещать машины в Россию без уплаты дополнительных платежей.
- С 2020 года ввозимые в Армению иномарки стали облагаться теми же пошлинами, что при ввозе автомобилей в любую другую страну ЕАЭС (Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия). Это позволило выровнять условия растаможки и фактически нивелировать выгоду такой покупки.
Почему Армения одно из самых популярных направлений покупки авто в России?
За 6 лет, пока в Армении продолжался переходный период, в течение которого местные чиновники не спешили выравнивать ставки таможенных пошлин на ввозимые иномарки, россияне успели приобрести порядка 300 тысяч автомобилей. Более того, многие покупатели из РФ посчитали более удобным оставлять транспортные средства на армянской регистрации (армянских госномерах), что давало сразу несколько преимуществ:
- Не нужно тратиться на переоформление ТС и получение российских номерных знаков.
- Более низкая ставка транспортного налога (примерно в 2 раза в зависимости от региона).
- «Экономия» на штрафах, поскольку армянские номера долгое время не считывались камерами фиксации скорости на российских автодорогах (так было до 2020 года).
Активным покупкам иномарок с пробегом в Армении способствовал и тот факт, что в эту страну за период с 2014 по 2020 годы было завезено множество редких моделей, в том числе из Штатов и Японии. При этом теоретически появлялась возможность заказать себе доставку экзотического варианта, в том числе с большим объемом двигателя, чтобы растаможить его по низким “армянским” таможенным ставкам.
Плюсы и минусы покупки авто в Армении
Армения и сегодня остается местом, где можно найти иномарку, которая обошлась бы дешевле, чем аналогичная машина в России.
Однако у собственников транспортных средств на армянской регистрации, эксплуатирующих автомобили в России, с течением времени стали возникать проблемы.
Все чаще стали фиксироваться факты изъятия таких машин таможенными службами по причине того, что данная техника формально была растаможена «под Армению» и могла эксплуатироваться лишь гражданами, постоянно проживающими в этой стране.
В отдельных случаях владельцам «армянских» машин начали выдавать предписания с требованием в 10-дневный срок оплатить растаможку. При этом ситуация оставалась неоднозначной, поскольку до 2019 года российские таможенники давали на запросы граждан официальные пояснения, подтверждающие, что машины, приобретенные в Армении, по прибытию на территорию России уплаты дополнительных платежей не требуют.
К середине 2022 года сложилась ситуация, когда легальным становилось приобретение в Армении автомобиля, который был ввезен в эту страну либо до 2014 года (растамаживался по льготным ставкам), либо после 2020 года (растамаживался по ставкам ЕАЭС).
В остальных случаях, когда машина оказывалась в Армении в период с 2014-2020 гг., появлялись риски, поскольку российское таможенное законодательство все еще не давало четкого ответа на вопрос, что делать с такими ТС, если они приобретаются гражданами России.
Тем не менее, точку в данном вопросе все же поставили: Федеральная таможенная служба России (ФТС РФ) постановила, что все транспортные средства, которые были оформлены на территории Республики Армения, начиная с 10 октября 2014 года по ставкам, действовавшим в тот момент (и отличавшихся от ставок пошлин ЕАЭС), с 1 января 2023 года получают статус товара ЕАЭС!
Таким образом, любые претензии к собственникам таких автомобилей были сняты, а при желании приобрести транспортное средство в 2023 году, ввезенное в Армению в 2014-2020 гг., гражданин России фактически получает право покупать его без доплаты за растаможку.
Важно: с 1 января 2023 года статус товара ЕАЭС получили не все автомобили. В ФТС РФ составили список конкретных транспортных средств, в отношении которых данная норма начнет действовать лишь со 2 мая 2025 года. В данном списке перечень из 339 транспортных средств, причем для каждого из них указана марка, модель, год выпуска и VIN-номер.
Можно ли ездить в России на армянских номерах?
Армения, как и Россия, является членом ЕАЭС, что делает границы между государствами «прозрачными» для пересечения транспортных средств.
Однако по действующему российскому законодательству передвигаться по ДОПам на автомобилях с иностранными номерами можно только в двух случаях:
- Если авто приобретено за границей гражданином России и находится на иностранных номерах, у собственника с момента получения ПТС в таможенной службе есть 10 дней, чтобы поставить машину на учет в подразделении Госавтоинспекции по месту жительства.
- Если собственником автомобиля является гражданин, зарегистрированный не в России и постоянно проживающий в другой стране, он имеет право участвовать в т. н. «международном движении». При этом гражданин России не будет рассматриваться в качестве участника международного дорожного движения, если он не имеет постоянного места жительства в том государстве, где зарегистрирован автомобиль.
Важно: ездить на иностранных номерах в рамках «международного движения» можно не дольше одного года. Чтобы проверить это, инспектору ГИБДД достаточно узнать дату ввоза автомобиля (пересечения границы). Если с этого момента прошло более 12 месяцев, водитель попадает под штрафные санкции.
Таким образом, по закону, владея машиной с армянскими номерами, гражданину РФ необходимо поставить авто на российский регистрационный учет. При нарушении данного требования сотрудники ГИБДД вправе применить:
- Согласно положениям статьи 12.1 ч.1 КоАП РФ, при управлении транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, нарушителю выписывается административный штраф в размере от 500 до 800 рублей. При повторном нарушении ответственность ужесточается: штраф в размере 5000 рублей либо лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 до 3 месяцев.
- Согласно положениям статьи 12.3 ч.1 КоАП РФ, при отсутствии у водителя регистрационных документов на транспортное средство сотрудник ГИБДД вправе вынести предупреждение либо выписать штраф в размере 5000 рублей.
Чек-лист покупки авто в Армении
- Поиск подходящего автомобиля для покупки (https://www.list.am/ru, https://auto.am/, https://vuvu.am/, https://gear.am/) либо поиск посредника, который занимается подбором, осмотром, покупкой и отправкой машин из Армении в РФ. Для справки: при заказе авто «под ключ» с аукциона в США с полным таможенным оформлением срок получения машины на руки может занять 3-4 месяца.
- Доскональная проверка имеющихся документов, подтверждение полной таможенной очистки ввезенной в Армению иномарки. Год ввоза роли не играет, поскольку с 1 января 2023 года «проходными» стали все автомобили, в том числе ввезенные в период 2014-2020 гг.
- Расчет с продавцом (преимущественно практикуется в долларах).
- Снятие авто с армянского учета и получение транзитных номеров на основе договора купли-продажи транспортного средства.
- Получение на автомобиль ПТС в любом таможенном органе (необходимо иметь на руках заявление, составленное в установленной форме, договор купли-продажи, СТС с пометкой о снятии машины с учета в Армении, справку с идентификационными сведениями, сертификат класса не ниже Евро-5, СБКТС, страховку, квитанцию об уплате утилизационного сбора).
- Регистрация автомобиля в ГИБДД по месту жительства собственника (обязательные документы: заявление на регистрацию, паспорт владельца ТС, ПТС, договор купли-продажи, справка, подтверждающая снятие автомобиля с учета в Армении, таможенная документация, квитанция об уплате утилизационного сбора и страховой полис ОСАГО, оформленный в РФ).
Советы при покупке авто в Армении
Схема приобретения автомобилей в Армении гражданами России в 2023 году остается рабочей, относительно выгодной и по-прежнему достаточно массовой.
Подавляющее число предложений – это недорогие либо среднеценовые машины из Штатов. Наибольший спрос у россиян имеют популярные седаны бизнес-класса Hyundai Sonata и Toyota Camry.
Также в трендах Kia Optima, Chevrolet Malibu и Chevrolet Cruze, а средняя экономия с учетом всех расходов на оформление перегон и регистрацию подобной техники составляет 100-200 тысяч рублей. Через Армению под заказ часто перегоняют и премиальные внедорожники, где в зависимости от цены покупки авто и аппетитов посредника дисконт может достигать 1 миллиона рублей и более.
Важные нюансы, о которых стоит помнить каждому, кто собирается в Армению за автомобилем в 2023 году:
Какую машину купить в Армении, чтобы заработать 500 тысяч
Покупка подержанного авто в соседней республике – выгодное решение. Можно найти интересные модели по цене ниже, чем в России. Выбор велик, что тоже важно.
Американские варианты имеют богатую комплектацию, это еще больше повышает их ценность. А нередко можно найти авто в обвесе, который в России не встречается. Это понравится любителям выделяться из общей массы.
Главное – помнить о том, что проходными для РФ являются автомобили, ввезенные в Армению либо до 2014 года, либо с 2020. Их можно поставить на учет. Еще один момент – ГЛОНАСС не нужно устанавливать на авто до 2014 года и на модели до апреля 2021. Если машина будет свежее, придется потратиться на это.
Хотите узнать, какие модели выгодно брать в Армении сегодня? Посмотрите видео с канала «эдемАВТО». Автор рассматривает заслуживающие внимания варианты и рассказывает об основных особенностях рынка Армении, чтобы ориентироваться в ценах и заранее решить, что выгоднее взять.
Автоэксперт Хайцеэр предупредил об опасности покупки машины из Армении
Однако при таком ввозе возникают очень серьезные риски, подробнее о них, в материале «Газеты.Ru». Из объявлений на сайтах классифайдов видно, что импортируют из Армении в Россию преимущественно недорогие либо среднеценовые машин из США. Такие, как популярные седаны бизнес-класса Toyota Camry и Hyundai Sonata, а также премиальные внедорожники, поставки которых в Россию остановлены, говорят сами продавцы.
К примеру, цены на Toyota Camry в Армении начинаются от $12 тыс. (650 тыс. руб. по текущему курсу) за автомобиль 2011 года выпуска с заявленным пробегом 150 тыс. км. Цена более свежих экземпляров выпуска достигает $44 тыс. (2,4 млн руб.), — к примеру, за автомобиль 2021 года с мотором 3.5 и пробегом 12 тыс. км.
В России стоимость аналогичного по характеристикам экземпляра варьируется в пределах от 3,7 до 5,9 млн руб. Доставка такого автомобиля автовозом из Еревана в Москву обойдется в сумму порядка 35 тыс. руб.
«Chevrolet Cruze, Chevrolet Malibu, Kia Optima выгодно привозить с точки зрения хорошей сборки для рынка США.
— объясняет «Газете.Ru» начальник отдела продаж компании Auto Hayk из Еревана Юрий Кравченко. — По автомобилям более высокого класса есть живой пример: Toyota Highlander 2019 года в максимальной комплектации обошлась клиенту на 1,5 млн руб. дешевле, чем в России».
По словам продавца, доставка автомобиля «под ключ» с аукциона в США с таможенным оформлением и получением всех необходимых документов занимает около 4 месяцев с учетом необходимого ремонта, если автомобиль куплен в Америке после ДТП.
В случае, если машина уже находится на территории Армении и приобретается на внутреннем рынке, на получение реэкспортных документов уходит порядка двух дней, еще день уходит на получение заключения лаборатории для оформления свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) и установки кнопки «ЭРА-ГЛОНАСС». Электронный ПТС выпускается за 21 рабочий день.
Доставка автомобиля во Владикавказ обойдется в $450, до Москвы — $850.
«За 1,5−1,6 млн рублей в Армении можно купить хорошую Toyota Camry. Например, недавно привозил машину 2019 года с мотором 2.5, она стоила $25 тыс. в Армении без учета доставки, — рассказывает «Газете.Ru» специализирующийся на таких услугах предприниматель из Армении, представившийся Романом. — Если подбором и оформлением будем заниматься мы, это будет стоить 150 тыс. рублей».
Сверх этой суммы придется заплатить порядка 35 тыс. руб. за «ЭРА-ГЛОНАСС», за оформление СБКТС (25 тыс. руб.), утилизационный сбор (около 3 тыс. руб.), услуги таможенного брокера (10 тыс. руб.), перечисляет продавец.
Хочу открыть в Москве не автосалон, но офис, чтобы привозить машины под заказ», — делится планами Роман.
Импорт новых автомобилей ниже, чем в случае с подержанными, признают продавцы: в основном привозят из Дубая модели, не представленные на российском рынке, или те варианты, поставки которых прекращены, в том числе, Toyota Land Cruiser, FJ Cruiser, Mitsubishi Pajero.
Какие проблемы
Эксперты признают схему выгодной покупки автомобиля в Армении рабочей и достаточно массовой, однако предупреждают о серьезных рисках использования такого альтернативного канала поставок.
«Весь феномен армянского ввоза состоял в льготной растаможке. Схема очень простая: из Америки или Европы привозится машина в Армению на местного жителя, а россиянин ее растамаживает также льготно на себя», — отмечает в беседе с «Газетой.Ru» гендиректор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль.
При ввозе автомобиля в Россию из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на него нужно оформлять свидетельство о безопасности конструкции (СБКТС), однако в сопредельных государствах в этом документе часто завышают экологический класс машины, что может привести к аннулированию учета в РФ, предупреждает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр.
«По поддельным заключениям лаборатории выдают СБКТС, где машину класса «Евро-0» спокойно превращают в «Евро-4», «Евро-5», как захочется.
— говорит Хайцеэр «Газете.Ru». — Российские предприниматели оформляют машины как положено, потому что у нас это не пройдет никогда, но в то же время существуют проявления недобросовестной конкуренции со стороны Армении и Казахстана».
С точки зрения продажи автомобилей ОАЭ являются хабом, распространяющим машины в странах Персидского залива и Африки,
«С подержанными машинами происходят точно такие же метаморфозы с экологией и подлогами в этой области. Это фундаментальные риски, и если у вас аннулируют учет, вы его никогда не восстановите», — заключил вице-президент НАС.
У соседей дешевле. Какие машины покупают в Казахстане, Армении и Белоруссии
Дефицит новых автомобилей заставляет покупателей обращать внимание на ближайшие рынки зарубежных стран. Проще всего ввозить подержанные машины из стран Таможенного союза, в которых действуют одинаковые таможенные правила. Там можно подобрать понравившуюся машину по приемлемой цене. Однако есть и свои «подводные камни».
Машины из Армении
Автомобили с армянскими номерами начали массово появляться на российских дорогах несколько лет назад. После вступления Армении в ЕАЭС (Евразийский Экономический Союз) в 2014 году и снятия некоторых ограничений в 2018 году армянские автомобили получили право находиться на территории Российской Федерации бессрочно, что сделало их самыми удобными для лихачей. Армянские номера не распознавались камерами контроля скорости, из-за чего владельцам машин не приходили штрафы. Армянские номера стали заказывать ценители агрессивного стиля езды.
Поэтому при выборе автомобиля из Армении необходимо смотреть на год его растаможки. Если машина ввезена до 2020 года в Армению из иностранного государства, то при повторной растаможке его в России владельцу придется заплатить полную или частичную сумму таможенных пошлин.
Если машина ввезена после 2020 года, то армянская таможенная пошлина признается российскими властями легальной, и дополнительных выплат таможне не требуется. Именно из-за неразберихи с таможенными пошлинами большого выбора в Армении нет. Ввозить выгодно редкие дорогие машины вроде Ford Mustang, Chevrolet Camaro, Dodge Challenger и прочие культовые иномарки.
Машины из Белоруссии
Из Белоруссии машины ввозят чаще всего. Таможенные пошлины там давно согласованы с российским правительством, а выбор вариантов гораздо больше, чем в Армении. Единственная проблема, что почти все хорошие модели имеют большие пробеги. Срок владения машиной в Белоруссии заметно больше, и поэтому хозяева ездят гораздо активнее, чем принято в России. Правда, там меньше пробок, и пробеги под 200 тысяч километров не всегда критичны для техники.
Так как в Белоруссии нет собственного легкового автопрома, многие машины импортируются или из России, или из Европы. В Белоруссии большой выбор редких французских, испанских или скандинавских машин. Много там фургонов, пикапов или редких в России хэтчбеков. Там можно встретить небольшие модели класса A, которые не поставлялись в Россию. Там же много необычных вариантов привычных моделей в самых разнообразных комплектациях. Можно купить гибридные, полноприводные или дизельные версии привычных машин, к примеру, Volkswagen Golf или Passat.
Машины из Казахстана
Казахстанские машины сейчас тоже пользуются популярностью. Правда, из-за перспективы дальней дороги не все решаются отправляться в путь самостоятельно. В Казахстане ухудшилась криминальная обстановка, и преступники отслеживают путешественников с большими суммами денег. Кроме того, сами представители правопорядка в Казахстане не прочь поживиться за счет россиян, купивших дорогой автомобиль. Существует своя система неформальных дорожных поборов, которые приходится уплачивать за благополучную доставку транспортного средства. Поэтому дорогие машины лучше пригонять при помощи знакомых с обстановкой перегонщиков или даже через крупные компании, пользующиеся услугами автовозов.
В Казахстане можно купить недоступные у нас новые Chevrolet Malibu, Tahoe, Tracker, Trailblazer, Traverse.
Кроме того, в Казахстане есть несколько заводов, занимающихся сборкой ряда глобальных моделей мировых производителей. Костанайский завод «СарыаркаАвтоПром» выпускает машины марок Chevrolet, Lada, Kia, Renault, JAC и УАЗ. В Алматы собирают Hyundai, легковые и коммерческие. Там налажено отверточное производство KIA Cerato, Optima, Picanto, Rio, Sorento, Soul, Sportage, K900. Hyundai изготавливает модели Accent, Creta, Elantra, Santa Fe, Sonata, Tucson. Skoda импортирует Kodiaq, Octavia, Superb и другие автомобили. Китайский JAC изготавливает IEV7S, J7, S3, S5, S7, T6. Правда, все они сертифицированы для внутреннего рынка Казахстана и имеют соответствующие документы. Даже популярный у нас Hyundai Solaris имеет там имя Accent.
Какие машины можно ввозить?
Автомобили из стран таможенного союза можно ввозить не все, а только те, что имеют экологический класс не ниже Евро 5. Если это условие не соблюдено, то поставить машину на учет в российском ГИБДД невозможно.
Кроме того, при покупке нового автомобиля у официальных дилеров нужно быть готовым к тому, что при ввозе на территорию России он может потерять гарантию производителя, потому как должен эксплуатироваться в том регионе, для которого сертифицирован.
Есть в России и требования по сертификации всех ввезенных автомобилей, которые не получали еще разрешения для продажи на территории нашей страны. Придется обратиться в специализированную лабораторию, имеющую лицензию для проведения сертификации. По итогам проверки оформляется так называемый СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства). Этот документ нужен для получения Паспорта транспортного средства (ПТС).
При этом важно, чтобы VIN-номер привезенной машины значился на сайте Федеральной таможенной службы (ФТС). Эти данные заносятся в систему при растаможке в Армении, Белоруссии или Казахстане. В противном случае потребуется отправлять запрос в Казахстан через систему электронных паспортов.
Причем все эти процедуры необходимо сделать до истечения срока действия транзитных номеров, определенного в три недели.